Мифы и правда о российском качестве
С большим интересом прочитал на странице Марии Захаровой в «Фейсбуке» заметку о наших сыроварах. Они показали свою продукцию, что называется лицом, западным журналистам на пресс-конференции в МИДе и убедительно доказали, что в России научились делать сыр, которому вполне уже пора позавидовать за рубежом. Кстати, умели делать и раньше, но как-то позабыли. Сейчас вспомнили и стали производить сыр в широком ассортименте. Крупным планом на фото – Олег Сирота, компания «Русский пармезан», фанатом сыров которой является моя семья. Продукция пользуется таким спросом, что, говоря аптечным языком, наблюдается дефектура.
А что же Фарма? Большая доля того, что представляют западные компании, особенно на рынке безрецептурных препаратов и биологическиактивных добавок, является не настолько уж уникальной продукцией, что конкурировать с этим невозможно.
Безусловно, есть продукты, особенно рецептурные, которые наши производители пока не выпускают. Но, имея традиционно отличную химическую промышленность, высокий уровень образования специалистов, поддержку государства и наш неугасаемый «российский энтузиазм», думаю, что начало производства только дело времени и желания. И сроков окончания патентов.
В подтверждение этой мысли в СМИ периодически появляются материалы о появлении в России то одного, то другого инновационного продукта, а не просто очередного аналога. Значит, можем? Думаю, можем.
Но, к сожалению, даже те препараты, которые производятся на постоянной долговременной основе российскими предприятиями, слабо продвигаются. На эту тему хочу привести отрывок из своей книги «Как создать стратегию работы с аптекой. Практические советы», вышедшей в издательстве Ridero в 2018 году:
«…Западность происхождения производителя лекарственных средств автоматически является сигналом качества. К сожалению, это так. Российские компании научились производить отличные препараты очень высокого качества. Имел опыт консультирования одной российской компании, производящей высококачественные продукты в отличных упаковках. Препараты продаются по невысоким ценам в сравнении с иностранными конкурентами. Провел простой эксперимент: чтобы купить препарат этой компании стоимостью около 60 рублей за упаковку в 30 таблеток, мне пришлось заказать его через Интернет и забирать в точке выдачи заказов. Причина простая: обошел 12 аптек разных крупных сетей, ни в одной даже не слышали о таком продукте.
Страдает самопиар. Вообще, российские компании, за исключением гигантов, очень скромно о себе заявляют на рынке. Понятно, что телевизионная кампания многим не по карману, пока мы живем в условиях медиаинфляции с удорожанием секунд и минут ежегодно, но есть Интернет, есть радио, есть в конце концов различные площадки, на которых уже пора заявлять о том, что "мы – отечественные", "мы – такие же по качеству", "мы – дешевле по цене". И подкреплять это нормальными понятными для потребителя слоганами, типа: « Выбирай свое!» или вот таким, который мне пришел на ум: "Родина лечит!". А пока в аптеках – истории о западном качестве, оригинальности и т. п. …»
Раньше я, как и многие другие, с некоторым скепсисом относился к качеству отечественных препаратов. Дело в том, что самоуничижительная стратегия поведения российских производителей на рынке не вызывала желания попробовать отечественное. Не буду отрицать, что качество не являлось сильной стороной таких продуктов: – могу судить по официальным сведениям о забраковке тех или иных серий. Но ситуация давно изменилась. Отечественные фармацевтические заводы построены и оснащены сегодня как любые западные производства. Та грустная картина, которую я наблюдал в конце 90-х, работая в иностранной компании, во время командировок по стране в составе группы, занимавшейся поиском площадки для совместного производства, давно стала историей.
Удивительно, но и сейчас российские производители не слишком много времени уделяют улучшению имиджа своих препаратов, не уступающих западным. Оправдание простое: «А что? У нас нет проблем. Нас и так берут хорошо, мы неплохо продаемся». Такая ленивая успокоенность: вроде как все работает, ну и ладно. Это – с одной стороны. С другой – а насколько хорошо врачи знают о том, что в стране производятся качественные рецептурные препараты, делающие лечение более экономичным, при этом не менее эффективным? А фармацевты в аптеках, до сих пор свято верящие в то, что все безрецептурное, произведенное где-то там, намного лучше того, что произведено здесь? А сами потребители, которым годами внушалось, что у нас не делают конкурентоспособные изделия ни в одной из отраслей промышленности, не говоря уже о лекарствах?
Как выглядит стратегия российского производителя, который стремится к тому, чтобы его препарат назначался врачами, постоянно присутствовал в аптеках и приобретался потребителями? Где в рамках этой стратегии продвижение продукции не просто как таковой, а как продукции, сделанной в нашей стране?
Западные фармкомпании тратят огромные финансовые средства на поддержку своих препаратов среди врачей, аптечных работников и потребителей. При этом стоимость продукции, соответственно, компенсирует такие затраты, делая лекарства зачастую «неподъемными» даже для людей со средними доходами.
Но, если не получается состязаться бюджетами на продвижение, может, стоит обратить внимание на разработку более качественной стратегии взаимодействия со всеми участниками рынка, на системность в работе, на повышение грамотности и качество подготовки персонала, на скорость принятия решения менеджментом, на изучение потребителя и его приоритетов? И, естественно, на продвижение продукции как нашей – российской: привлекая к этому СМИ, добавляя эту информацию во все сообщения для врачей и фармацевтов; предваряя конференции и «круглые столы» демонстрацией видео о производстве.
На мой взгляд, скромность и неспешность в таком деле, как продажи, не очень хороший помощник. Не пора ли взглянуть на опыт сыроваров и начать его тиражировать в любом подходящем для Фармы виде?
Нет комментариев
Комментариев: 0