МВА как вложение в личный «капитал»
Вспоминаю свою менеджерскую карьеру в начале и середине двухтысячных – аббревиатура «МВА» была не менее привлекательна, чем волнующее «НЛП»: обладатели степени МВА казались недосягаемыми для остальных менеджеров Фармы. Признаюсь честно: мы даже завидовали обладателям заветных «корочек». Казалось, что люди с МВА обладают некими тайными знаниями, неведомыми простым менеджерам. Статистика тоже свидетельствовала о безоговорочном преимуществе обладателей степени МВА перед всеми остальными при продвижении по карьерной лестнице. Да и визитка на переговорах выглядела куда солиднее!
В 2009 году я получил степень МВА в Институте коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ. К тому времени у меня за плечами был пятнадцатилетний опыт руководства людьми в лидирующей компании, но на каждом занятии я узнавал что-то новое, полезное и очень прикладное. У моих коллег-сокурсников появился «внедренческий азарт»: надо было немедленно попытаться применить на практике все, что было усвоено накануне на занятиях !
Понятно, что речь о моде уже давно не идет: сейчас обладателей заветного диплома в индустрии достаточное количество. По итогам опроса компании HAYS, в котором принимали участие 1 250 сотрудников из 57 компаний , 41% руководителей и 38% маркетологов фармрынка уже имеют степень МВА; среди рядовых сотрудников степень МВА имеют 19%, при этом около 70% из них получили ее в России. Из 81% тех, кто не имеет степень МВА, 29% собираются ее получить.
Сегодня нужны знания. Причем не вообще «знания», а управленческие знания в конкретной индустрии. В менеджменте очень много общих правил, но отличия между индустриями никто не отменял. Особенно, если учесть, что Фарма – весьма специфическая отрасль, многие особенности бизнеса в которой не совпадают с таковыми даже в FMCG. Что уж говорить о других отраслях.
Теперь – немного о знаниях. Появилось огромное количество различного рода «суррогатных» вариантов МВА, при этом их изобретатели прекрасно осведомлены о том, что Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО), в которую входят ведущие вузы страны, подписала Европейские руководящие принципы для программ МВА. Они четко и однозначно регулируют правила ведения программ. В частности определено, что мини-МВА – это профессиональная переподготовка, а не программа, дающая степень магистра бизнес-администрирования. Для получения степени МВА слушателю необходимо иметь степень бакалавра или ее эквивалент, а минимальная длительность программы МВА составляет 1 академический год на дневной программе или эквивалентную длительность на очно-заочной форме обучения, а это – 2 года. Нарушение этих требований дискредитирует саму идею подготовки магистров бизнес-администрирования.
Но сейчас речь не об этом. Речь о том, как должна выглядеть программа МВА, позволяющая существенно увеличить ваш вклад в собственный капитал.
Я проанализировал основные мотивы, по которым слушатели поступают на программу МВА. Их оказалось семь:
- Знания, навыки и инструменты, которые можно применять на практике
- Развитие управленческих навыков
- Возможность разобраться во всех бизнес-процессах компании
- Продвижение по карьерной лестнице
- Деловые связи и знакомства, расширение круга общения
- Поиск более престижной работы
- Возможность открыть собственный бизнес.
Затем я попытался составить «портрет» некой оптимальной программы МВА, которая, с одной стороны, отвечала бы всем принципам РАБО, а с другой – соответствовала бы мотивам и ожиданиям слушателей. Оказалось, что таким критериям соответствует программа МВА ИКМ НИУ ВШЭ «Фармацевтический менеджмент». Объясню, почему.
Эта программа специализированная, она предназначена для менеджеров, являющихся участниками фармацевтического рынка. Речь в ней идёт не столько об общем менеджменте, сколько о менеджменте именно для Фармы. «Знания, навыки и инструменты…» слушатели получают в точном соответствии со спецификой фармрынка: в программе принимают участие эксперты-практики Фармы; творческие задания выполняются в виде кейсов на примере продуктов фармацевтики; существуют различные краткосрочные программы и модули, которые можно пройти дополнительно к основной программе. В итоге за два года учебы выпускники получают полный набор современных навыков и знаний для управленца фармрынка.
Важный мотив слушателей : желание разобраться во всех бизнес-процессах компании. Для этого в программе подобран необходимый набор дисциплин для понимания и анализа бизнеса и конкурентной среды; существуют дополнительные программы в различных форматах, включая корпоративный консалтинг; эксперты и преподаватели остаются «на связи» с выпускниками и после окончания программы.
Процесс обучения является отличным инструментом для налаживания нетворкинга: в группах учатся представители различных фармкомпаний; на программе преподают топ-менеджеры фармкорпораций; в семинарах участвуют представители различных бизнес-ассоциаций; создана дискуссионная площадка для знакомства с основными тенденциями фармрынка РФ; работает «Клуб выпускников».
Что касается поиска новой более престижной работы или открытия собственного бизнеса, то программа учитывает и эти мотивы: многие слушатели являются собственниками бизнеса и, глядя на них, часть слушателей открывает собственное дело; в программе принимают участие представители крупнейших работодателей; по итогам дипломных работ реализуются практические проекты, а лучшие дипломные работы публикуются в журнале «Бизнес. Общество. Власть». Кроме того, выпускники получают рекомендательные письма от Института для настоящих и будущих работодателей.
Как говорил когда-то Бенджамин Франклин: «Если человек тратит деньги на знания, то это уже никто не отнимет у него. Самые лучшие инвестиции – это инвестиции в знания». Целиком и полностью разделяю это мнение. Особенно во времена продолжающегося роста конкуренции среди участников Фармы за каждого потребителя.
Приглашаю всех желающих на программу МВА «Фармацевтический менеджмент» в Институт коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ! Начало программы – 21 октября 2019 года.
Нет комментариев
Комментариев: 0