Среднее психологическое

04.03.2014
00:00
Наверняка вы не раз замечали такую особенность. Если спросить, например, у посетителя аптеки, какую упаковку ему дать, большую, или маленькую, не вдаваясь при этом в дальнейшие объяснения, он, скорее всего, ответит «дайте среднюю». Такой же ответ можно с большой долей вероятности получить, если спросить про размер бинта, пластыря, пузырька или любой другой формы выпуска. Выходит, большинство людей искренне уверены, что истина где-то посередине? Попробуем разобраться, почему.

Штампы восприятия

В течение жизни человеку приходится сталкиваться с огромным количеством информации. Весь этот поток разделяется по типам, в зависимости от источника, направленности, степени воздействия и т.д. В дальнейшем в подсознании формируются программы восприятия, которые обладают жестким форматом. Да-да, вы правы, это действительно похоже на работу компьютера. В итоге человек воспринимает информацию, предполагая, что она относится к одному из определенных типов. А для обработки каждого из них формируется стандартный подход. С одной стороны, штампы восприятия позволяют справляться со «всей этой суетой» вокруг нас, позволяя не сойти с ума от пестроты и разноплановости, а с другой — ограничивают поток входящих данных. Последнее может привести к тому, что та часть информации, которая не вписывается в рамки штампа, просто отсекается. А значит, множество деталей может ускользнуть от нашего внимания.

Золотая середина

И все-таки штампы восприятия человеку необходимы. Так, например, такой штамп, как игнорирование непонятного, может существенно облегчить жизнь, избавляя от мучительного выбора. Известно, что выбор представляет определенные затруднения для человека, ведь это всегда отказ от других возможностей, а значит, есть риск сделать неправильный шаг. Как тут не тревожиться по поводу взятой на себя ответственности? К тому же стараться понять то, что изначально непонятно, — работа, требующая самоотдачи.

А теперь вернемся к нашему вопросу. Итак, перед человеком встала проблема выбора. Ему предстоит понять, какое количество лучше — малое, среднее или большое. Естественно, что подобные ситуации встречались в его жизни, равно как и в жизни всех предшествующих поколений, сотни раз, а в подсознании давно сформирована соответствующая программа. Что бы ни происходило, в большинстве случаев лучше придерживаться «золотой середины», кроме, конечно, тех случаев, когда предпочтительнее, чтобы «хата была с краю». Но для этой категории существуют свои, отдельные программы. Таким образом, ответ «среднее» выдается как шаблон, выступая при этом в качестве механизма защиты от сложностей выбора. В конце концов малого количества может не хватить, большого будет слишком много, а вот среднее, скорее всего, окажется в самый раз!  

Ловушка сравнения

Сталкиваясь с ситуацией, когда нужно выбирать между тем и этим, человек попадает в так называемую ловушку сравнения. Этот психологический штамп основан на склонности балансировать и сравнивать. Помните фразу «Все познается в сравнении»? Однако фокус в том, что мы сравниваем между двумя предложенными величинами, на основании чего и делаем выводы, но при этом истинная величина остается загадкой. Так, приходя в магазин, мы видим ценник, на котором цена в 1000 руб. нарочито зачеркнута красным фломастером, а рядом нарисована «новая цена» — 499 руб. Задумываемся ли мы над тем, сколько на самом деле стоит эта вещь? Конечно, нет — мы лишь начинаем полагать, что цена в 499 — действительно низкая, т.к. предыдущая была в 2 раза выше. Тот же механизм работает и в том случае, когда мы выбираем нечто среднее — «не слишком большое», но и не «очень маленькое», при этом настоящий размер остается нам неизвестен.

Раздвигаем горизонты

Для того чтобы преодолеть силу штампов мышления, необходимо стремиться получить больше информации. Эффективная программа восприятия должна всегда оставлять место для дополнительных сведений. Ну а что касается типичных для аптеки случаев выбора «чего-то среднего», то вы можете — либо оставить все как есть, позволив психологическим программам осуществить за клиента выбор, либо постараться сразу предоставить более полную информацию, объяснив, в каких случаях какая упаковка (или размер изделия) будет уместнее. Правда, для этого, возможно, потребуется выяснить потребности клиента и задать ему пару дополнительных вопросов.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.