Реклама будет отвечать
Новые, более жесткие требования к рекламе БАД, вызвавшие серьезную полемику заинтересованных сторон, начнут действовать с 22 октября. С этого дня вступает в силу Федеральный закон №200-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Документ опубликован 26 июля в «Российской газете».
Согласно новому закону, в каждой рекламе БАД на радио не менее двух секунд должна звучать информация о том, что добавка не является лекарством. В телерекламе соответствующее предупреждение должно находиться на экране не менее пяти секунд и занимать при этом не менее 7% площади кадра.
За нарушение этих требований будут отвечать не только рекламодатели, но и распространители рекламы. Авторы закона мотивировали это тем, что до сих пор выявлять и привлекать к ответственности рекламодателей часто не удавалось, поскольку они действовали через фирмы-однодневки. В результате требования к рекламе БАД не соблюдались хронически. По данным заместителя главы ФАС Андрея Кашеварова, в 2012 г. количество нарушений в сфере рекламы БАД составило 13% от общего числа нарушений.
Отныне административный штраф за несоблюдение требований закона составит для граждан 2-2,5 тыс. руб.; для должностных лиц – 10-20 тыс. руб.; для юридических лиц – 200-500 тыс. руб.
Норма повысит ответственность рекламодателей и СМИ за размещение рекламы лекарственных препаратов и БАД, а также усилит контроль в этой сфере «в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан». Такое мнение выразил начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Николай Карташов на сайте ведомства.
Перед рассмотрением в Госдуме законопроект проходил общественную экспертизу, и в его адрес раздавалось немало критических замечаний. В основном они сводились к тому, что нельзя возлагать ответственность на СМИ за содержание рекламы.
Однако к требованию «контролировать наличие предупреждения о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством» участники обсуждения в Общественной палате РФ отнеслись с пониманием. Представители СМИ заявили о готовности соблюдать норму.
Профессиональное сообщество также положительно оценивает закон. Во-первых, рекламу не запрещают, что само по себе для производителей неоспоримый плюс. Во-вторых, как ранее сообщила «ФВ» гендиректор крупнейшего отечественного производителя БАД - холдинговой компании «Эвалар» Лариса Прокопьева, документ ставит рекламодателей и рекламораспространителей в одинаковые конкурентные условия. При этом спрос на качественные БАД не снизится, поскольку покупателей перестанут вводить в заблуждение фирмы-однодневки, считает она. Эту точку зрения поддерживают и другие эксперты.
Сходство до степени смешения
Причина появления нового закона довольно проста: БАД значительно проще получить доступ на рынок, их можно продвигать практически без ограничений. При этом в силу одинаковых каналов распространения и похожих принципов упаковки биологических добавок и лекарственных препаратов пациенты нередко принимают БАД за лекарства, что усугубляет ситуацию с самолечением в нашей стране.
Всероссийский опрос общественного мнения, проведенный ВЦИОМ в декабре 2012 года, показал: БАД периодически принимает каждый четвертый россиянин. Для большинства (60%) опрошенных это дополнение к пище. Еще 16% респондентов полагают, что это витамины. Пять процентов заявили, что считают добавки эквивалентом лекарственных препаратов.
По мнению экспертов, во многих случаях БАД приобретают из-за того, что они по внешнему виду упаковки похожи на лекарства. Производители нередко добиваются этого эффекта намеренно, и реклама его только усиливает.
Такая проблема сегодня действительно существует, рассказал «ФВ» профессор кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней Первого московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Андрей Соколов.
«БАД принимают за лекарство довольно часто, особенно если учесть уровень образования и возраст пациентов - это, как правило, пожилые люди. Даже если речь идет о проблемах с сердцем, они могут поверить рекламе, где говорят, что «забудьте все вопросы и принимайте наши препараты», хотя те и не являются лекарственными», - отметил он.
Впрочем, даже если в рекламе появятся обязательные указания на то, что БАД – это не лекарство, интенсивность самолечения едва ли снизится, полагает эксперт.
«На месте честных и добросовестных изготовителей БАД, я бы говорил о совместном применении биологически активных добавок с лекарственными препаратами. О том, какое благотворное влияние они могут оказывать при тех или иных заболеваниях. Здесь должна быть тесная работа с врачами. А если этой работы нет, то людей фактически обманывают за их деньги, нередко большие», - подчеркнул он.
По мнению г-на Соколова, еще одна ловушка для покупателей скрывается в том, что БАД продаются в аптеках. Действительно, по данным ВЦИОМ, 70% россиян, принимающих биологические добавки, приобретают их именно там.
«Люди считают, что то, что продается в аптеках – априори лекарство», - пояснил эксперт.
Нередко доходит до того, что и названия у лекарств и БАД практически совпадают. По словам Андрея Кашеварова, на рынке появились препараты, которые позиционируются одновременно и как лекарства, и как добавки, что вводит потребителей в заблуждение. В качестве такого примера можно привести лекарство от неврозов глицин и БАД «Глицин форте», рецептурный лекарственный препарат для лечения ожирения Редуксин и БАД Редуксин-Лайт и т.д. Случается, производители намеренно регистрируют лекарственные препараты как БАД потому, что это дешевле и быстрее.
По мнению представителя ФАС, навести порядок в сфере биологически активных добавок поможет предложение, которое антимонопольное ведомство минувшей зимой направило Минздраву. Суть его в том, чтобы регистрировать БАД точно так же, как и лекарства, чтобы пресечь появление добавок и лекарств под одним и тем же названием.
По мнению экспертов, если соответствующее предложение получит законную силу, производителям БАД придется проводить дорогие клинические исследования и тратить на процедуру регистрации не шесть месяцев, как сегодня, а 1,5-2 года. Пока Минздрав не выступил с официальной оценкой этого предложения. По-видимому, ситуация получит развитие в ближайшие месяцы.
Нет комментариев
Комментариев: 0