По путинским местам
Генеральный директор аптечной сети «Фармадом», которой принадлежит эта аптека, Татьяна Чабан объясняет, что документ о регистрации АОЗТ «Фармадом» как совместного предприятия от 29 апреля 1992 г. подписан председателем Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга Владимиром Путиным. «И эта аптека стала первой из нынешних семи городских аптек сети, ― говорит она, ― таковой и осталась по значению ― первой, головной, аптекой-мамой. Ее любят работники и покупатели, что неудивительно ― стены за 100 лет, мне кажется, пропитались фармацией, здесь настоящая аптечная атмосфера. Аптека в советское время была многопрофильной и многофункциональной, таковой осталась и сегодня. Она несет на себе всю нагрузку классической аптеки и является визитной карточкой сети «Фармадом».
«Мы в вашу рубрику не поместимся!»
Именно так в один голос сказали мне аптечные работники. Аптека и в самом деле большая, занимает 500 м². В ней даже, что крайне редко встречается в петербургских частных аптеках, существует рецептурно-производственный отдел, по словам зав. аптекой Ларисы Четвериковой, абсолютно классический. В нем работают фармацевт, который готовит лекарства, рецептор-контролер и провизор-аналитик. «Мы создаем лекарства для больных по индивидуальным прописям врачей, можем любой изыск изготовить — у нас есть для этого и специалисты, и ингредиенты, — утверждает Татьяна Чабан. — Городские ЛПУ заказывают у нас лекарственные формы в больших количествах. Этот отдел какое-то время был убыточным и выполнял лишь социальную функцию. В последнее время нам удалось сделать его если не рентабельным, то во всяком случае не убыточным. Кроме экстемпоральной рецептуры, мы готовим внутриаптечную заготовку, которую, по-моему, в городе уже мало кто делает. Со всего Петербурга к нам едут за такими препаратами, как капли Морозова, микстура Кватера, микстура от кашля в жидком виде, витаминные порошочки для детей от 2 месяцев, и многим другим. Эту внутриаптечную заготовку мы делаем в больших количествах, и уходит ее много, за счет чего мы можем покрывать свои затраты и даже выходить в небольшой плюс». В большом отделе парафармацевтики, которая востребована и в кризис, работает консультант — доктор биологических наук. В отделе ортопедии продается, по утверждению генерального директора сети, все существующее в этой области — от очень мелкого ортопедического ассортимента (бандажи, чулки и т.д.) до очень крупного (матрасы и даже кровати). «Мы работаем в союзе с врачами-ортопедами, которые советуют нам, какой ассортимент должен быть в этом отделе», — говорит Татьяна Чабан.
Кроме того, аптека сотрудничает с Санкт-Петербургским институтом биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН, она единственная в городе реализует уникальную продукцию, которую производит институт и за которой люди приезжают даже из других городов.
Ночная жизнь аптеки
В этом районе, как и во всех других районах Петербурга, аптек, конечно, много, практически в каждом квартале, но круглосуточно работает только эта. Ночью посетителей хватает, это, наверное, можно объяснить расположением аптеки — в 15 минутах ходьбы Невский проспект, рядом четыре театра, множество ресторанов, мини-гостиниц. Неслучайно ночная выручка составляет одну четверть от общей. Но Татьяна Чабан уверена, что дело в человеческом факторе: «Наши конкуренты неоднократно открывали круглосуточные аптеки, но быстро их закрывали, поскольку, чтобы работать круглосуточно, нужны квалифицированные кадры. А в этой аптеке самые лучшие специалисты из всех наших трех сетей. У нас даже за первым столом только провизоры — мы считаем, что на первом рубеже должны стоять кадры с высшим фармацевтическим образованием. Есть у нас, конечно, и фармацевты, но случайных людей, например, с медицинским образованием, что часто встречается в иных сетях, у нас нет. Ночью тоже всегда работают высококвалифицированные специалисты».
Татьяна Чабан: «Эта аптека стала первой из нынешних семи городских аптек сети, таковой и осталась по значению ― первой, головной, аптекой-мамой»
Сотрудники на мой вопрос, как они относятся к ночной работе, отвечают, что им она очень нравится. Оплата за нее гораздо выше, а работать несложно, и если нет посетителей, можно даже прилечь в комнате отдыха. «Раньше отказывались, — улыбается заведующая, — а теперь просятся в ночную смену».
Самая дружная аптека
В аптеке работает 15 человек. «Коллектив для такого большого помещения небольшой, но очень дружный, давно сложившийся, — говорит заведующая Лариса Четверикова, — кадры мы не ищем, они сами приходят в эту аптеку, в нашей сети да и за ее пределами знают, что мы — самая дружная аптека».
Провизор Ирина Ефремова работает здесь с августа прошлого года. На прошлом месте, в одной из крупных петербургских сетей, ей не понравилось. «Много слышала хорошего именно об этой аптеке. Пришла сюда, познакомилась с Татьяной Анатольевной и Ларисой Владимировной, они мне просто «на душу легли» и сыграли огромную роль в том, что я здесь осталась. Коллектив, отношение к людям, друг к другу и посетителям, справедливая оплата труда — все это очень импонирует. И еще, — добавляет Ирина, — здесь удивительные покупатели. Не конфликтные, культурные. Часто заходят известные артисты. Олег Басилашвили и Михаил Боярский даже свои фотографии с автографами аптеке подарили. В спальном районе было работать куда труднее». «Эта аптека, — добавляет Татьяна Чабан, — настоящая кузница кадров. Сейчас несколькими городскими аптеками нашей сети заведуют провизоры, которые выросли в этой аптеке как профессионалы. Принимая на работу человека в любую аптеку сети, мы «помещаем» его на время сюда, смотрим, как он подготовлен для работы в нашей системе. У нас свой подход и к обслуживанию населения и к взаимоотношениям внутри коллектива, своя корпоративная этика. И все специалисты, и рядовой персонал стажируются здесь, пока этому не научатся».
Каждому по труду
По словам руководительниц, отсюда работники сами не уходят, только в другую аптеку сети, если нужно ее укрепить. И дело не только в хорошем коллективе, но и в системе оплаты труда.
«Зарплата в этой аптеке не больше,чем в других, — говорит Татьяна Чабан, — но у нас существуют персональные надбавки, которые устанавливаются каждому в зависимости от вклада в работу. Каждый год мы пишем маркетинговый план на всю сеть, каждая аптека получает плановое маркетинговое задание, в котором кроме товарооборота много других составляющих. Подчеркну, что нас интересует не только товарооборот, мы отошли от этого показателя во многих аптеках, потому что первостольник в этом случае стремится продавать только тот товар, который приносит деньги, а не думает о том, чтобы помочь больному. Сотрудников мы премируем за выполнение показателей этого плана. И премия — больше, чем треть зарплаты. Все деньги, которые зарабатываются коллективом, образуют премиальный фонд, который делится на всех, но не одинаково. Размер премии зависит и от товарооборота, и от того, что человек еще сделал для аптеки — участвовал ли в наведении фармпорядка, маркировке и выкладке товара на витрины. Этим, замечу, у нас занимаются те же сотрудники, кто работает за первым столом, потому что они должны знать, где что лежит, чтобы быстро ориентироваться в широком ассортименте. У нас все операции выполняются бригадами, и каждый сотрудник владеет всеми стадиями обращения с товаром с момента его поступления в аптеку до его реализации. Конечно, сильных первостольников, которые умеют продавать и общаться, чаще выдвигают работать с людьми, те, кто в этом послабее, работают на удаленных от посетителей местах».
Транзитная аптека
Ирина Ефремова: «Коллектив, отношение к людям, друг к другу и посетителям, справедливая оплата труда — все это очень импонирует»
«Вы находитесь в густонаселенном районе. У вас, наверное, много знакомых среди посетителей?» — спрашиваю я заведующую. «Наша аптека скорее транзитная, — отвечает Лариса, — она находится рядом с тремя станциями метро, после работы к нам заходят те, кто возвращается домой. Летом, конечно, много туристов, в т.ч. иностранцев. Разумеется, существует и постоянный контингент — покупатели, которых мы знаем много лет, есть организации и частные лица, которые часто заказывают у нас мелкий опт. Например, с нами работают метрополитен, футбольная команда «Зенит», хоккейная команда СКА (СПб), женская волейбольная команда. Они в нас уверены, знают, что мы очень требовательны к качеству. У нас работает программист, который вводит приходные накладные в программу, сравнивает поступающие препараты с сайтом Росздравнадзора и смотрит, не фальсификат ли это. Если что-то не так, даже брак в упаковке, мы возвращаем препарат поставщику. У нас не самые дешевые в городе лекарства, но зато качество мы гарантируем». Я не могу удержаться от вопроса, как на работе аптеки отражается кризис. «Не скажу, что как-то особенно отражается, и не думаю, что отразится в дальнейшем, — говорит Татьяна Чабан, — мы не кредитовались и не кредитуемся, работаем только за счет собственных средств, поэтому не ждем сокращения ассортимента. Но сейчас уже ясно, что дженерики получат преимущество перед оригинальными препаратами, видимо, будет омолаживаться контингент покупателей. К сожалению, пожилых покупателей уже стало заметно меньше. Наверное, цены стали для них слишком высоки. Обычно к нам за сутки приходит свыше 300 человек. Сейчас количество чеков сократилось, а оборот не падает, он по-прежнему составляет около 3 млн руб. в месяц, и не думаю, что в дальнейшем будет падать».
«Мы умеем работать с покупателями»
«Я часто слышу, как в аптеках на головы первостольников посетители буквально обрушивают свое недовольство подорожанием ЛС, а как ваши сотрудники справляются с недовольными?» — спрашиваю я.
«Аптека в повышении цен не виновата. В наших сетях четко выполняется закон о наценках, и это мы терпеливо объясняем нашим покупателям, — отвечает генеральный директор, — наши сотрудники умеют общаться с людьми. Раз в месяц мы проводим занятия по повышению деловой квалификации по утвержденной на год программе. Сотрудники со всех областей съезжаются в мой кабинет, он же зал для заседаний, где мы разбираем все — от законов и нормативных документов до техники и корпоративной этики продаж. Завершается это «деловыми» играми — кто-то, например, играет первостольника, а кто-то посетителя. Эти игры адаптируют человека к общению с больным, приучают говорить уверенно. Поэтому в своих сотрудниках я могу быть уверена».
Нет комментариев
Комментариев: 0