Нужен ли аптеке «детский» отдел?

19.09.2013
00:00
Современное законодательство позволяет аптекам иметь достаточно широкий ассортимент товаров по уходу за малышами. Развитие этого направления перспективно не только с точки зрения получения прибыли от продаж «детского» отдела. Привлечение в аптеку новых постоянных покупателей не менее важная функция.

Согласно ряду исследований, менее всего родители экономят на детях в возрасте от 0 до 3 лет. Без лишних вопросов они приобретает все, что нужно, и в особенности предметы гигиены и косметику. Как раз именно эти средства составляют товарную основу «детского» отдела аптеки. Само собой, это утверждение более справедливо в отношении приобретения лекарственных препаратов. Именно поэтому данная синергия особенно актуальна для современной фармрозницы.

Многочисленные позиции

Классификация товаров детского ассортимента в аптечных организациях в настоящее время включает несколько групп (не считая лекарственных препаратов и БАД):

  1. Детская косметика и предметы (средства) личной гигиены и ухода за детьми: специализированные кремы для детей, косметическое молочко, лосьоны (освежающие, очищающие), пена для ванны, детское мыло, детская парфюмерная вода, гигиеническая детская помада, подгузники, детские зубные пасты, ватные палочки, салфетки, присыпки, тальк, шампуни; приспособ¬ления для кормления и аксессуары для грудных детей и молодых мам (соски и пустышки, бутылочки, молокоотсосы, зубопрорезыватели);
  2. Детское питание: заменители грудного молока, детские каши, детские соки, детская питьевая вода, детский чай, детское печенье, пюре, каши и другие детские продукты.
  3. Гипоаллергенная декоративная и лечебная косметика для детей и подростков.
  4. Товары для беременных женщин и кормящих мам: косметика от растяжек, молокоотсосы, накладки на грудь, бандажи и др.

Кроме того, необходимо уделять максимальное внимание формированию лекарственного асортимента и БАД, применяемых в педиатрии. При этом безрецептурные препараты должны быть всегда представлены на витрине, чтобы их заметили потенциальные покупатели, пришедшие в аптеку за детскими товарами. Также при выделении зоны в торговом зале для детского отдела целесообразно учитывать необходимость его близкого размещения с косметическими средствами и другими позициями «женского» ассортимента.

Где открыть?

Разумеется, если рядом роддом, детская поликлиника или больница, не вводить в ассортимент товары для малышей как минимум неразумно. Где же еще подобный ассортимент будет пользоваться популярностью? Прежде всего в местах с хорошим трафиком покупателей  —  у метро, железнодорожной или автобусной станции, скопления торговых объектов. В то же время эксперты отмечают хорошие перспективы работы детских отделов в аптеках «у дома» в новых «спальных» районах многоэтажек. Во первых, в них современная застройка обеспечивает высокую плотность населения, а во-вторых, именно в такие районы зачастую переезжают молодые семьи. В «спальных» районах достаточно низкая стоимость аренды по сравнению с объектами, скажем, у метро, поэтому при открытии аптеки есть возможность сразу подобрать большое функциональное помещение. Ведь далеко не каждая аптека имеет даже физическую возможность обеспечить полноценный ассортимент детских товаров, поскольку очень многое зависит от возможностей ее торговых и складских помещений.

Но даже если перспективное место найдено, спешить с открытием детского отдела не стоит. Для начала необходимо изучить все близлежащие торговые объекты (фирменные и специализированные детские магазины, супермаркеты и универсамы, продуктовые магазины, молочные кухни, ярмарки и рынки детских товаров, другие аптеки) и оценить возможных конкурентов по ценам и ассортименту, а также местному «объему рынка». Даже если поблизости есть сильный конкурент, но вы понимаете, что покупателей явно хватит на всех, пробуйте! Сегмент перспективный и будет продолжать расти (аналитическая справка).

Формат работы

По опросам, проведенным среди владельцев аптек и небольших аптечных сетей, мы выделили несколько успешных принципов работы детского отдела (а точнее — управления ассортиментом товаров для малышей и их мам), в основном зависящих от его размера (табл). Масштабные отделы с достойным ассортиментом товаров рассчитывают прежде всего на лояльность клиентов, для которых аптека будет местом постоянных покупок таких товаров, как подгузники, детское питание, средства гигиены. Установление конкурентоспособных цен в этом случае — важнейший фактор успешных продаж и быстрой оборачиваемости. Лояльность клиентов завоевывается в т.ч. и дополнительным обустройством торгового зала с учетом его посещения «маленькими» клиентами.

В свою очередь аптеки с небольшим ассортиментом рассматриваемой группы товаров хоть и заинтересованы в постоянных клиентах, но цели себе такой не ставят. Их задача — обеспечить базовый ассортимент, скорее, для своего рода «экстренной» или спонтанной/незапланированной покупки. Например, чтобы всегда можно было отпустить маленькую упаковку памперсов определенного размера, если мамочка забыла их захватить из дома, отправляясь в гости, или набор пустышек молодому папе, который, набирая по надиктованному по телефону списку, спешит в роддом за женой и малышом. Этот подход наилучшим образом применим в аптеках со «средней» площадью торгового зала, находящихся в «бойких» местах, с хорошей транспортной доступностью. Обе модели при должной организации весьма жизнеспособны и могут вносить существенный вклад в общий товарооборот аптеки.

Что в итоге?

В современных условиях развития рынка успешное функционирование детского отдела способно приносить до 20—25% в общий товарооборот аптеки, а также повышать продажи лекарственных препаратов и БАД. Так или иначе, перед тем как формировать ассортимент товаров для детей, оцените все «за» и «против» этого направления.

Преимущества: высокая маржинальность товаров; быстрорастущий рынок; достаточно быстрая оборачиваемость большинства позиций; привлечение в аптеку клиентов с высокой платежеспособностью.

Недостатки: необходимость наличия соответствующей торговой площади; низкая оперативность поставок; достаточно высокая конкуренция и риски.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.