Крик, или Фильм ужасов для коллектива
Вас плохо слышно
О том, что крик крайне негативно влияет на личные и рабочие отношения, известно всем. Догадываются об этом даже сами кричащие. Справедливости ради следует отметить, что склонность к крику варьируется по национальному признаку. Так, например, в Италии, Греции или Испании люди часто кричат друг на друга и даже не обижаются. Этот феномен можно было бы объяснить следующим отношением: «Я не ору на тебя, я ору рядом с тобой». В нашей же культуре повышение голоса во всех случаях окрашено в темные тона и ассоциируется с выражением крайнего недовольства, раздражения, неуважения. Поэтому тот, на кого кричат, никаких других эмоций, кроме негативных, испытывать не может. У него возникает, скорее, реакция отторжения, чувство обиды и несправедливости, ведь каждый о себе хорошего мнения, а крик выступает в качестве демонстрации обратного. Поэтому в такой момент человек будет непроизвольно отрицать все, что ему, как говорится, «предъявляют», выводя крикуна из себя еще больше, и между условными собеседниками возникает абсолютно глухая стена. Таким образом, кричать с целью докричаться — категорически противопоказано, а того, кто кричит, как раз плохо слышно.
Что, как, почему
Человек, регулярно повышающий голос, имеет такую поведенческую модель, при которой совпадают два аспекта. Во-первых, он находит мотив (донести информацию, изменить чье-то поведение, получить согласие со своей позицией или подчинить своему мнению). Во-вторых, и это обязательно, для такого индивидуума привлекательны последствия агрессии. То есть ему нравится то, что происходит после крика, — растерянность или подавленность оппонента, строгое следование сообщенным правилам или, напротив, раздражение и ответный крик. Что-что, а обижать и выводить из себя крикуны умеют мастерски. Между тем следует знать, что агрессивное поведение — это поведение, отклоняющееся от нормы.
В том случае, если в роли агрессора выступает руководитель, в голове у подчиненного возникает целый ряд вопросов: «Почему начальник на меня кричит?», «Как мне себя вести в ответ и что за этим последует?», «Уйти или остаться, ведь работа как таковая устраивает?» и т.д. Важно учитывать, что весь хор кричащих начальников можно поделить на два вида. Первые — истерики, вторые — самодуры. Истерики испытывают глубокую неуверенность в себе, потребность во внешней оценке и закреплении своих качеств. Их крик связан с заниженной самооценкой, выступая в качестве компенсаторной функции. Если ваш руководитель самодур или, как выразился товарищ Новосельцев, «самодура», то агрессивный настрой, напротив, связан с завышенной самооценкой и самовлюбленностью, в результате которых такой человек считает всех вокруг себя непроходимыми тупицами и просто недостойными объектами. Кстати, если истерики способны кричать только на своих, то самодуры кричат и на своих, и на чужих без разбора. В любом случае подчиненному в такой ситуации следует задать себе следующие вопросы:
- Чего я хочу от своей работы?
- Каково соотношение плюсов и минусов на данном рабочем месте?
- Каких целей позволяет мне добиться эта работа?
- Что я получу, а что потеряю, если уволюсь?
Ответы позволят выработать правильную стратегию дальнейших действий, основанную на ключевом решении, — уйти, или остаться. Ситуация же, при которой голос повышает коллега, немного проще, ведь оппоненты находятся на равных.
В присутствии агрессора
Образованным людям известно, что агрессивность, служащая у животных сохранению вида, у человека перерастает в гротескную и бессмысленную форму поведения. С социальной точки зрения, срыв на крик в большинстве случаев можно объяснить недостатком воспитания и распущенностью. И то, и другое лежит в области личного и с трудом поддается внешнему влиянию. Проще говоря, пока агрессор сам не поймет, что его поведение деструктивно, прибегать к повышению тона не перестанет. Иное дело, не имея возможности изменить причины, постараться повлиять на следствия. Для того чтобы максимально нейтрализовать агрессивное поведение начальника или коллеги и уменьшить последствия для себя, нужно следовать определенному набору правил. Во-первых, необходимо стараться смотреть кричащему человеку в глаза. Опущенная голова, бегающий или потупленный взгляд могут сигнализировать о якобы признании вины и стыде, хотя на самом деле это будет продиктовано неловкостью и растерянностью. Лучший выход — изобразить вежливую заинтересованность с легким оттенком недоумения. Кроме того, постарайтесь в процессе такого агрессивного диалога несколько раз назвать человека по имени. Известно, что слышать собственное имя приятно всем, даже домашним животным. Это смягчит ситуацию и, возможно, поможет человеку прийти в себя. Кроме этого полезно будет воспользоваться одной или несколькими техниками психологической защиты.
Нет комментариев
Комментариев: 0