Эволюция защиты
А как все начиналось?
Долгое время загар говорил о низком статусе человека, о его приверженности к физическому труду. Мужчины и женщины из высших кругов общества предпочитали прятаться от солнца под зонтиками и широкополыми шляпами.
Лишь в первой половине XX в. загар вошел в моду. Загорелая кожа стала признаком здоровья и благополучия. Женщины стали использовать открытые купальники и длительное время проводили под солнечными лучами.
Женская эмансипация и популяризация активного отдыха привели к повышенному спросу на косметику для загара. Косметические средства способствовали тому, что загар ложился более ровно, но были бессильны против солнечных ожогов. Первая косметика с солнцезащитными фильтрами появилась в Европе. Крем от солнца «ДЕЛИАЛЬ» фирмы Drugofa, выпущенный в Германии в 1933 г., сразу приобрел большую популярность. Подхватив модные тенденции, основатель фирмы «Л’Ореаль» Юджин Шуэллер налаживает производство масла от солнца Ambre Solaire в 1936 г.
SРF-фактор
Градация средств по силе защиты от солнца появилась несколько позже. Понятие «солнцезащитный фактор» (SPF, Sun Protection Factor) в отношении средств от загара первым применил химик Франц Грайтнер.
В 1938 г. ученый совершал вместе с женой, косметологом Маргой, восхождение на гору Пиз Буин, расположенную между Австрией и Швейцарией. Во время путешествия Франц Грайтнер сильно обгорел на солнце. Это побудило ученого и его жену заняться созданием крема, который ухаживал бы за кожей и одновременно надежно защищал ее от ожогов. Результатом работы стала линейка средств, названная в честь покоренной вершины, — «Piz Buin». А в начале 1960-х гг. появились кремы этого бренда с привычной маркировкой: SРF10, 20, 30. Чем больше был фактор защиты, тем дольше человек мог находиться на солнце без риска получить ожоги.
Как менялся состав
Первые кремы для защиты от солнца имели сложный состав, а их действие на кожу было изучено не до конца. Причина заключалась в том, что производители косметики не располагали достаточными знаниями о процессах, происходящих на коже после нанесения средств.
Так, в 1920-х гг. в СССР появились солнцезащитные кремы на основе парааминобензойной кислоты (ПАБК). Они быстро исчезли из продажи, так как продукты с ПАБК раздражали кожу и быстро смывались в воде.
Для защиты от ультрафиолетового излучения производители вводили в кремы различные компоненты: холестерин, сульфат хинина, сосновое масло, буру. Но все они не оправдали ожиданий.
После ряда исследований производители остановились на двух видах фильтров — физических и химических. К физическим относятся диоксид титана и оксид цинка. Вещества выступают своеобразным экраном: они отражают солнечные лучи. Химические — это эфиры салициловой кислоты, бензохиноны, цинноматы, которые поглощают солнечные лучи в ходе химической реакции. В состав солнцезащитных средств чаще всего входят оба типа фильтров, что делает средства более эффективными.
Оказалось, что некоторые из химических фильтров сами по себе не устойчивы под действием солнечных лучей. Поэтому в состав косметики также входят консерванты.
Натуральные вещества (масло кокоса, малины и др.) не оправдали себя в качестве солнцезащитных фильтров из-за низкого уровня SPF. Эти компоненты продолжают использовать, но уже в качестве питающих и увлажняющих средств.
УФ-А, меланома и фотостарение
Рост заболеваемости раком кожи по всему миру в период с 1990-х по 2000-е гг. побудил ученых исследовать механизмы развития этого заболевания. Одним из главных факторов, предрасполагающих к развитию плоскоклеточного, базальноклеточного рака кожи и меланомы, оказалось УФ-излучение.
Ультрафиолетовый спектр состоит из трех типов лучей разной длины. УФ-С (короткие) — задерживаются атмосферой, УФ-В (средней длины) — достигают средних слоев кожи и вызывают ожоги на ее поверхности. УФ-А (длинные лучи) — проникают в глубокие слои кожи и становятся причиной фотостарения — образования морщин и пигментных пятен.
В ходе изучения воздействия лучей УФ-А и УФ-В на кожу ученые установили, что они оказывают мутагенное и канцерогенное действие на ДНК-аппарат клеток кожи, провоцируя развитие рака.
Результатом исследований стало расширение показаний к использованию солнцезащитных кремов.
Теперь в качестве профилактики онкологии врачи настойчиво рекомендовали наносить их при каждом выходе на солнце. А косметологи советовали использовать солнцезащитную косметику, чтобы избежать преждевременного старения кожи.
Высокой степени SPF было уже недостаточно: его уровень говорил лишь о достаточной защите от УФВ-излучения. Эффективные для профилактики онкологии и фотостарения средства должны содержать мощные УФВ- и УФА-фильтры.
Производители своевременно отреагировали на новые требования, предъявляемые к солнцезащитным средствам. Помимо индекса SPF на упаковке средств теперь красовались значки UVA и UVВ, которые говорили о наличии или отсутствии в косметике этих светозащитных фильтров.
Для оценки степени защиты от ультрафиолетового излучения типа А были введены дополнительные индексы: IPD, PPD и PA.
Модные тенденции
Стремление современных мужчин и женщин заботиться о своем здоровье и красоте сделало солнцезащитные средства востребованными на косметологическом рынке.
Каждая крупная фирма—производитель косметики сегодня имеет линейку солнцезащитных средств различной формы: молочко, крем, бальзам, спрей, масло.
Ученые косметологических компаний постоянно совершенствуют состав солнцезащитных средств, чтобы сделать их более удобными в применении. Так, первые физические фильтры представляли собой достаточно крупные частицы. В результате кремы на их основе при нанесении оставляли белые разводы. В современной косметике применяются оксид цинка и диоксид титана в сильно размельченном составе, поэтому она надежно защищает кожу и в то же время хорошо впитывается, не оставляя следов.
Неизвестно, как еще со временем изменится состав и свойства средств от солнца. Ясным остается одно: солнцезащитные средства ждет впереди не один виток эволюции в соответствии с последними достижениями косметологии и медицины.
Нет комментариев
Комментариев: 0