«Серый» рынок БАД решили обелить

Добавка с сюрпризом: что находят в БАД
Популярность БАД в России растет. Как рассказывает генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева, если в прошлом году рынок лекарств в аптечном сегменте вырос в денежном выражении на 17%, то рынок БАД — на 20% (со 147 млрд. до 164 млрд. руб.). Сегодня БАД занимают 15,7% рынка розничных продаж аптечного ассортимента в стоимостном выражении и 6,9% — в натуральном. Особенно высокими темпами в прошлом году росли продажи успокаивающих (на 18%) и тонизирующих (на 9%) средств, а также различных вариантов омеги (на 12%) и витамина Д (на 7%). По данным аналитики ООО «Оператор ЦРПТ», среди категорий самых популярных у россиян БАД на первом месте — витамины (16% рынка продаж), далее следуют добавки растительного или животного происхождения (15%), минералы (14%), гематоген (12%), а также витаминно-минеральные комплексы и аскорбинка (по 9%).
Все чаще пользователи оформляют покупки дистанционно. Онлайн-продажи БАД в рублях в прошлом году выросли на 53%, а офлайн — лишь на 15% (в упаковках рост онлайн-продаж составил 31%, а вот в офлайн-секторе они упали на 1%). Средняя цена приобретаемых онлайн БАД составляет 582 руб., а в офлайн-сегменте — 294 руб. И хотя в упаковках онлайн-продажи БАД занимают пока не более 10% рынка, в рублевом эквиваленте — уже 17,2%. По прогнозам экспертов, в 2025 году рынок БАД в рублях вырастет еще на 20%.
По данным DSM Group, за последние 7 лет число производителей БАД в России выросло на 42%, а брендов стало больше на 50%. При этом количество наименований биодобавок уже почти сравнялось с количеством наименований лекарств на рынке (более 20 тыс.) — это в 8,8 раза больше, чем 7 лет назад. По словам старшего аналитика Data Insight Инессы Головиной, популярность БАД обусловлена в том числе и тем, что покупатели не считают эту категорию товаров лекарствами, поэтому относятся к ним легкомысленно и нередко назначают себе их сами.
Директор Ассоциации новых независимых аптек Виктория Лесникова отмечает, что официально в стране зарегистрировано порядка 1,7 тыс. производителей БАД: «Но, по неофициальный данным, их значительно больше, а качество продукции многих производителей сомнительное. При этом «серый» рынок научился обходить законодательные ограничения. Например, производитель может поменять статус продукта с БАД на пищевой концентрат или комплексную пищевую добавку и снова выставить его на маркетплейсе». В результате на маркетплейсах совершенно спокойно выставляются на продажу добавки неизвестного происхождения, в составе которых могут быть как сильнодействующие лекарственные средства, так и просто опилки. Проверки уже обнаруживали в биологически активных добавках действующие вещества рецептурных препаратов, например, силденафил (для лечения эректильной дисфункции), сибутрамин (средство для снижения веса, запрещенное в ряде стран), стероиды для наращивания мышечной массы, транквилизаторы. По экспертным оценкам, до 95% «серых» добавок в России распространяется через маркетплейсы. По данным СРО «Союз производителей БАД», на каждом крупном маркетплейсе предлагается в среднем по 80 тыс. товарных позиций с нарушениями. За последние полгода количество таких случаев увеличилось вдвое.
«Сегодня на многих маркетплейсах в России совершенно свободно под видом БАД продаются опасные для здоровья продукты и препараты, в том числе фенибут, оземпик, ашваганда, перец опьяняющий... Здесь также можно купить запрещенные к обороту на российском рынке БАД с мелатонином, симетиконом и литием, и они зачастую маскируются под комплексные пищевые добавки. Очевидно, что требования Роспотребнадзора соблюдаются далеко не всеми участниками рынка, а недобросовестные продавцы продолжают распространять сомнительные товары», — рассказывает директор СРО Ассоциация независимых аптек, глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова.
БАД начнут выписывать врачи
Отрасль нуждается в наведении порядка, в связи с чем уже подготовлен ряд законодательных инициатив — об этом эксперты говорили в ходе прошедшей 9 апреля конференции «Текущие тренды развития рынка биологически активных добавок в России».
Как рассказывает советник, адвокат практики фармацевтики, медицины и биотехнологий юридической компании Nextons Татьяна Ларина, с 1 сентября 2023 года в стране ввели обязательную маркировку ряда категорий БАД, и это привело к некоторым положительным моментам. Так, по данным аналитика ООО «Оператор ЦРПТ» Любови Андреевой, только в марте 2025 года было отбраковано 49 млн упаковок БАД с признаками контрафакта или неизвестного происхождения, что на 60% покрывает объемы нанесения маркировки. А с 1 сентября 2025 года планируется расширение перечня маркируемых БАД — в него попадут добавки, зарегистрированные по кодам «жиры и масла и их фракции из рыбы и морских млекопитающих», а также «ферменты и прочие органические соединения».
Кроме того, продолжается эксперимент по осуществлению мониторинга российских производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (он стартовал 1 декабря 2024 и продлится до 30 июня 2025 года). Его задача — обкатать тестирование системы негосударственного мониторинга подтверждения фактической производственной деятельности лиц, заявляющих себя российскими производителями. Предполагается, что такая мера позволит сделать рынок производителей легальным.
Подготовлены поправки в пакет законов, призванные совершенствовать регулирование обращения БАД. Так, информация о дистанционной продаже БАД, не отвечающих законодательным требованиям, будет являться основанием для их блокировки на территории России. Отдельно планируется разработать критерии качества БАД и сырья для их изготовления, а также критерии их эффективности.
Особое внимание уделят деятельности врачей, которые нередко лоббируют интересы производителей БАД и назначают их пациентам. Согласно проекту поправок, «действия медицинских работников при назначении БАД будут являться объектом государственного контроля (надзора) со стороны Росздравнадзора». Планируется ввести запрет на подарки и соглашения между врачами и производителями.
Парадоксально, но при этом выписывать биологические активные добавки пациентам врачам хотят разрешить. Летом Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволяет врачам при наличии показаний выписывать пациентам БАД как лекарства; закон может вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Правда, разрешение коснется лишь тех добавок, которые сделаны из качественного сырья и доказали эффективность в ходе клинических исследований, которые будут проходить в упрощенном порядке (алгоритм еще не установлен). Предполагается утвердить перечень таких биодобавок. Кроме того, Минздрав должен разработать перечень заболеваний, для профилактики и лечения которых могут применяться БАД и схемы их применения. Виктория Лесникова называет этот закон кардинальной заградительной мерой, ведь в реестре разрешенных к выписке врачами биодобавок окажутся исключительно качественные продукты.
«Теневые игроки наносят вред не только потребителям, но и честному бизнесу, создавая неравные конкурентные условия, — говорит Виктория Преснякова. — Поэтому контроль за оборотом БАД нужно ужесточать. Одно из ключевых предложений — блокировка центральным аппаратом Роспотребнадзора сайтов и товаров на онлайн-площадках, нарушающих законодательство. Эти меры, в сочетании с введением маркировки, позволят существенно очистить рынок биодобавок. Планируется также создание единой базы данных, которая будет содержать информацию о зарегистрированных производителях и поставщиках БАД, чтобы обеспечить безопасность пациентов при назначении им биологических добавок».
Серьезные изменения грядут и в сфере продажи БАД на маркетплейсах. Подготовлены поправки в Закон «О защите прав потребителей», которые обязывают маркетплейсы размещать сертификаты соответствия и декларации на БАД в описании товаров: с 1 сентября 2026 года владельцы платформ должны будут предоставлять техническую возможность для публикации этой информации (если товар не подлежит сертификации, это также должно быть указано). Также готовится запрет на размещение объявлений о продаже БАД, не прошедших сертификацию или отозванных с рынка.
У экспертов есть и другие предложения, которые смогут, в том числе, повысить уровень доверия населения к этой категории товаров. Одно из них — ввести в России сертификацию производства БАД по международным стандартам надлежащей практики GMP. Некоторые российские производители уже работают по ним в рамках добровольной инициативы. Кроме того, обсуждается возможность введения механизма досудебной блокировки продажи БАД на маркетплейсах, если установлено, что товар из «серой» зоны. «Эта мера будет работать только в комплексе с остальными инструментами. К сожалению, решить эту проблему одним выстрелом невозможно. Как говорится, вода всегда дырку найдет. Главная задача — сделать так, чтобы недобросовестные участники рынка не успевали адаптироваться под изменения законодательного процесса», — считает замгенерального директора ООО «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) Сергей Холкин.
Виктория Лесникова считает: для того, чтобы победить «серый» рынок, нужно вводить ответственность не только для маркетплейсов, но и для самих селлеров за реализацию контрафактных и сомнительных БАД. Однако для того, чтобы все регуляторные меры заработали, требуется просветительская работа с населением, которое зачастую не понимает, чем отличаются БАД от лекарств и что может указывать на контрафакт. «Внедрение культуры потребления БАД положительно скажется на доверии к этой категории товаров», — считает эксперт. В стране уже запущены социальные проекты и образовательные программы, такие как, например, проект «Культура потребления БАД в России», призванные помочь россиянам лучше разбираться в вопросах правильного применения БАД, их допустимых дозировках, способах определения подлинности, различиях между БАД и комплексными пищевыми добавками и причинах запрета некоторых продуктов.
Нет комментариев
Комментариев: 0