Что следует учесть при подготовке к проверке

02.03.2021
12:00
Внеплановая, выездная, комплексная, какая бы ни была, проверка — это всегда потенциальные проблемы для аптечной организации, задача «со звездочкой» для руководителя и стресс для сотрудников. Для того чтобы достойно пройти это испытание, надо знать свои обязанности и права.

Какие ведомства могут прийти с проверкой

Проверять аптеки могут разные организации, но в первую очередь это делает Росздравнадзор и Роспотребнадзор.

Базовые требования к проверкам и порядок их проведения сформулированы в Федеральном законе № 294 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Росздравнадзор, пожалуй, самый главный надзорный орган для аптек, в компетенции которого находится контроль за обращением лекарственных средств от момента производства до утилизации.

Проверки Росздравнадзора проводятся с использованием проверочных листов, так называемых чек-листов (приказы № 9438 от 09.11.2017 и № 10449 от 20.12.2017). Они находятся в общем доступе, в том числе на сайте ведомства, что дает возможность аптечным организациям заранее подготовиться к контрольным мероприятиям.

Проверочный лист Росздравнадзора представляет собой анкету с вопросами, которые должны быть заданы ответственному лицу организации. В поле ответов «да» или «нет» отметки проставляет инспектор после того, как поймет, насколько реальное положение дел соответствует требованиям нормативных актов и регламентов. При этом сотрудники Росздравнадзора не имеют права задавать представителям аптеки дополнительные вопросы, помимо тех, что перечислены в проверочном листе. Чек-лист прилагается к акту проверки, анализируется, затем, если есть основания, выносится предписание либо об устранении нарушений, либо о штрафных санкциях.

Что может проверить Росздравнадзор

  • Пакет организационно-правовых документов: уставные и иные учредительные документы, лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, трудовые договоры, документыоб образовании сотрудников, должностные инструкции и т.д.
  • Соответствие реализуемых населению препаратов установленным стандартам качества.
  • Правильностьформирования розничных цен на лекарства, входящие в Перечень ЖНВЛП.
  • При реализации безрецептурных препаратов — сведения о том или ином ЛС (серия, партия, производитель и т.д.).
  • Расположение ЛС на витринах и полках.
  • Правила и условия хранения ЛС, в частности термолабильных препаратов.
  • Правильность отпуска и учета рецептурных препаратов.

РОСПОТРЕБНАДЗОР ПРИЗВАН СЛЕДИТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, РУКОВОДСТВУЯСЬ «ПОЛОЖЕНИЕМ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА» № 322 (РЕД. ОТ 30.04.2020), ФЗ № 52 (РЕД. ОТ 13.07.2020) «О САНИТАРНО− ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», ФЗ № 2300−I (РЕД. ОТ 08.12.2020) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» И ДРУГИМИ НОРМАТИВНО− ПРАВОВЫМИ АКТАМИ.

Что может проверить Роспотребнадзор

  • Соблюдение правил розничной продажи лекарственных средств и медицин­ских изделий и прочих смежных товаров.
  • Наличие сертификатов соответствия на продажу лекарственных средств и медицин­ских изделий и прочих смежных товаров.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологиче­ских норм.
  • Наличие кассового чека (в случае обяза­тельной его выдачи) и его оформление.

ПОМИМО РОСЗДРАВНАДЗОРА И РОСПОТРЕБНАДЗОРА АПТЕКУ МОГУТ ПРОВЕРИТЬ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА, ГОСПОЖНАДЗОР, НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, СОТРУДНИКИ МВД И ПРОКУРАТУРЫ.

Иногда проверку инициируют сразу несколько контрольно-надзорных органов. При проведении комплексных мероприятий в аптеке каждый про­веряющий рассматривает только те вопросы, которые входят в его компетенцию, но проверка осуществляется по разным направлениям.

К примеру, в то время как Роспотребнад­зор озадачится правильно оформленными ценниками на товары, пожарная инспекция сосредоточит свое внимание на подъездных путях к аптеке и эвакуационных выходах, а сотрудников налоговой инспекции будет интересовать порядок выплаты заработной платы на предмет выявления серых схем.

Сотрудников прокуратуры и полиции обычно боятся больше, чем представителей профиль­ных контрольно-надзорных органов. Действи­тельно, у прокурора больше возможностей и полномочий по части проверок. К примеру, он вправе проводить проверки аптечной ор­ганизации без предписания и уведомления, без предупреждения руководителя или ответ­ственного лица (ФЗ № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации», ред. от 30.12.2020). Он также имеет право получать доступ к любым документам и помещениям аптеки, не расписы­ваясь по результатам в журнале проверок. При этом прокурорская проверка может затронуть любой аспект соблюдения законов.

Что касается сотрудников МВД, то и они тоже могут проверить аптеку. Их полномочия регулируются законом о полиции и законом об оперативно-розыскной деятельности. При этом периодичность таких визитов законом не регулируется.

Виды и формы проверок

В ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц» все контрольные мероприятия делятся на несколько видов.

Документарные проверки. Это разновид­ность плановых проверок. Как следует из названия, смысл заключается в проверке достоверности документов (учредительных документов, лицензий, результатов предыду­щих проверок и т.д.), находящихся в распоря­жении органа контроля, если они вызывают сомнения или не позволяют оценить испол­нение аптечной организацией обязательных требований, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми ак­тами. В ответ на официальный запрос аптека обязана предоставить копии обозначенных в нем документов. С 10 января 2016 года это можно сделать в электронном виде. При вы­явлении нарушений орган государственного контроля может инициировать выездную про­верку, вынеся дополнительное распоряжение или приказ о ее проведении.

Плановые проверки. Могут быть как выездны­ми, так и документарными. Проводятся на осно­вании ежегодных планов, которые публикуются в открытых источниках, а также приказа (рас­поряжения) руководителя органа государствен- ного/муниципального надзора. Информацию о дате визита проверяющих, цели и основаниях проверки, наименовании органа контроля мож­но найти на сайте Генеральной прокуратуры РФ, начиная с 1 января наступившего года. Для этого достаточно внести информацию об организации — название и ИНН. Также сводные планы предстоящих проверок размещаются на сайтах территориальных управлений: прокура­туры, Роспотребнадзора и Росздравнадзора.

СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1969 ОТ 30.11.2020, СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 2021 ГОДА КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ ИМЕЮТ ПРАВО ЗАМЕНИТЬ ПЛАНОВУЮ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ ПЛАНОВЫМ ИНСПЕКЦИОННЫМ ВИЗИТОМ.

ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЗА 20 РАБОЧИХ ДНЕЙ ДО ДАТЫ НАЧАЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ. О ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИОННОГО ВИЗИТА АПТЕКА УВЕДОМЛЯЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 10 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.

Внеплановая проверка. Основанием для внеплановой проверки чаще всего становится истечение срока для устранения нарушений, выявленных ранее, обращения потребителей, требование прокуратуры в связи с поступив­шими обращениями. Поводы для проведения внеплановой проверки опубликованы в ст.10 ФЗ «О защите юридических лиц».

В 2020 году Минздрав утвердил еще одно основание для проведения внеплановых проверок Росздравнадзора. Приказом № 893н от 24.08.2020 введен индикатор риска наруше­ния обязательных требований.

Суть его состоит в том, что под «подозрение» контрольно-надзорного органа подпадает «дву­кратный (и более) рост количества приобретенных и отпущенных препаратов, подлежащих предмет­но-количественному учету», а также двукратное (и более) превышение средних показателей отпуска таких ЛС среди аптечных организаций, находя­щихся в одном субъекте Федерации.

Резкий рост продаж таких препаратов Росз­дравнадзор будет фиксировать при помощи системы маркировки движения лекарствен­ных средств.

Основные виды проверок, которые перечис­лены выше, могут отличаться по форме. В ап­течных организациях контрольные меропри­ятия могут иметь форму опроса, контрольной закупки, сбора образцов для сравнительного анализа, исследования предметов и доку­ментов, обследования помещений, зданий и сооружений, оперативного эксперимента.

Продолжительность проверок

Сейчас срок проведения проверки не мо­жет превышать 20 дней. С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон № 248-ФЗ от 31.07.2020, согласно которому срок сокраща­ется до 10 дней. Продолжительность подобных мероприятий должна быть зафиксирована в распоряжении или приказе руководителя контролирующего органа о проведении проверки. Также существуют ограничения в зависимости от типа учреждения:

  • для микропредприятия с количеством сотруд­ников до 15 человек срок выездных проверок не может превышать 15 часов в год;
  • для малого предприятия с количеством сотрудни­ков до 100 человек включительно — 50 часов в год. Исключения составляют сложные проверки, под­разумевающие расследования или экспертизы, их допустимо продлевать.

НЕОДНОЗНАЧНЫМ ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ ВОПРОС О ПРОВЕРКАХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ ТОЧЕК ПРОДАЖ. СКОЛЬКО И КАК ПРОВЕРЯТЬ — КАЖДЫЙ ФИЛИАЛ ИЛИ СЕТЬ В ЦЕЛОМ КАК ЕДИНЫЙ ОБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЯСНОСТЬ ВНЕС ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ № 306-ЭС19-19540 ОТ 28.02.2020 УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПРЕДЕЛЬНЫЙ СРОК ПРОВЕРОК ЮРЛИЦА, ИМЕЮЩЕГО ФИЛИАЛЫ, ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ СОВОКУПНО НЕ БОЛЕЕ 60 РАБОЧИХ ДНЕЙ.

Важно знать

  • До начала проверки представители надзорного органа должны предъявить распоряжение (при­каз) о проведении контрольных мероприятий в аптеке вместе со своими служебными удосто­верениями. В нем обязательно указывается вид и основание осуществляемой проверки, дата и сроки, а также список проверяющих и при­сутствующих совместно с проверяющими лиц (ФИО и должности).

НА ЗАМЕТКУ

Не всегда проверяющие органы приходят с распоряжением или приказом. Если в аптеке проводятся оперативно-розыскные мероприятия или дознание, то документ, дающий основание для проведения проверки, может называться по-разному.

  • В том случае, если кто-то из присутствую­щих лиц не указан в приказе, то он не имеет права проверять вашу аптеку. Иногда в со­ставе большой комиссии могут оказаться люди, не фигурирующие в документе, их необходимо отстранить, так как это грубое нарушение со стороны надзорных органов. • Если адрес или наименование органи­зации в приказе о проведении проверки указаны неверно, то представитель органи­зации может считать его недействительным и отказать в возможности проверки сотруд­никам органов.
  • Важным условием проверки является тот факт, что проводиться она должна в при­сутствии руководителя организации или его законного представителя, действующего на основании доверенности или приказа руко­водителя аптечной организации. Он имеет право давать разъяснения по вопросам инспекторов, получать информацию, отно­сящуюся к предмету проверки, знакомиться с ее результатами.

НА ЗАМЕТКУ

Допускается фиксировать нарушения при проведении контрольных мероприятий в письменной форме или снимать на фото/видео. При возникновении спорной ситуации эти доказательства можно будет предъявить в суде.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.