Что следует учесть при подготовке к проверке
Какие ведомства могут прийти с проверкой
Проверять аптеки могут разные организации, но в первую очередь это делает Росздравнадзор и Роспотребнадзор.
Базовые требования к проверкам и порядок их проведения сформулированы в Федеральном законе № 294 (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Росздравнадзор, пожалуй, самый главный надзорный орган для аптек, в компетенции которого находится контроль за обращением лекарственных средств от момента производства до утилизации.
Проверки Росздравнадзора проводятся с использованием проверочных листов, так называемых чек-листов (приказы № 9438 от 09.11.2017 и № 10449 от 20.12.2017). Они находятся в общем доступе, в том числе на сайте ведомства, что дает возможность аптечным организациям заранее подготовиться к контрольным мероприятиям.
Проверочный лист Росздравнадзора представляет собой анкету с вопросами, которые должны быть заданы ответственному лицу организации. В поле ответов «да» или «нет» отметки проставляет инспектор после того, как поймет, насколько реальное положение дел соответствует требованиям нормативных актов и регламентов. При этом сотрудники Росздравнадзора не имеют права задавать представителям аптеки дополнительные вопросы, помимо тех, что перечислены в проверочном листе. Чек-лист прилагается к акту проверки, анализируется, затем, если есть основания, выносится предписание либо об устранении нарушений, либо о штрафных санкциях.
Что может проверить Росздравнадзор
- Пакет организационно-правовых документов: уставные и иные учредительные документы, лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, трудовые договоры, документыоб образовании сотрудников, должностные инструкции и т.д.
- Соответствие реализуемых населению препаратов установленным стандартам качества.
- Правильностьформирования розничных цен на лекарства, входящие в Перечень ЖНВЛП.
- При реализации безрецептурных препаратов — сведения о том или ином ЛС (серия, партия, производитель и т.д.).
- Расположение ЛС на витринах и полках.
- Правила и условия хранения ЛС, в частности термолабильных препаратов.
- Правильность отпуска и учета рецептурных препаратов.
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПРИЗВАН СЛЕДИТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, РУКОВОДСТВУЯСЬ «ПОЛОЖЕНИЕМ О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА» № 322 (РЕД. ОТ 30.04.2020), ФЗ № 52 (РЕД. ОТ 13.07.2020) «О САНИТАРНО− ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ», ФЗ № 2300−I (РЕД. ОТ 08.12.2020) «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» И ДРУГИМИ НОРМАТИВНО− ПРАВОВЫМИ АКТАМИ.
Что может проверить Роспотребнадзор
- Соблюдение правил розничной продажи лекарственных средств и медицинских изделий и прочих смежных товаров.
- Наличие сертификатов соответствия на продажу лекарственных средств и медицинских изделий и прочих смежных товаров.
- Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм.
- Наличие кассового чека (в случае обязательной его выдачи) и его оформление.
ПОМИМО РОСЗДРАВНАДЗОРА И РОСПОТРЕБНАДЗОРА АПТЕКУ МОГУТ ПРОВЕРИТЬ ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА, ГОСПОЖНАДЗОР, НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, СОТРУДНИКИ МВД И ПРОКУРАТУРЫ.
Иногда проверку инициируют сразу несколько контрольно-надзорных органов. При проведении комплексных мероприятий в аптеке каждый проверяющий рассматривает только те вопросы, которые входят в его компетенцию, но проверка осуществляется по разным направлениям.
К примеру, в то время как Роспотребнадзор озадачится правильно оформленными ценниками на товары, пожарная инспекция сосредоточит свое внимание на подъездных путях к аптеке и эвакуационных выходах, а сотрудников налоговой инспекции будет интересовать порядок выплаты заработной платы на предмет выявления серых схем.
Сотрудников прокуратуры и полиции обычно боятся больше, чем представителей профильных контрольно-надзорных органов. Действительно, у прокурора больше возможностей и полномочий по части проверок. К примеру, он вправе проводить проверки аптечной организации без предписания и уведомления, без предупреждения руководителя или ответственного лица (ФЗ № 2202 «О прокуратуре Российской Федерации», ред. от 30.12.2020). Он также имеет право получать доступ к любым документам и помещениям аптеки, не расписываясь по результатам в журнале проверок. При этом прокурорская проверка может затронуть любой аспект соблюдения законов.
Что касается сотрудников МВД, то и они тоже могут проверить аптеку. Их полномочия регулируются законом о полиции и законом об оперативно-розыскной деятельности. При этом периодичность таких визитов законом не регулируется.
Виды и формы проверок
В ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц» все контрольные мероприятия делятся на несколько видов.
Документарные проверки. Это разновидность плановых проверок. Как следует из названия, смысл заключается в проверке достоверности документов (учредительных документов, лицензий, результатов предыдущих проверок и т.д.), находящихся в распоряжении органа контроля, если они вызывают сомнения или не позволяют оценить исполнение аптечной организацией обязательных требований, установленных федеральными законами и муниципальными правовыми актами. В ответ на официальный запрос аптека обязана предоставить копии обозначенных в нем документов. С 10 января 2016 года это можно сделать в электронном виде. При выявлении нарушений орган государственного контроля может инициировать выездную проверку, вынеся дополнительное распоряжение или приказ о ее проведении.
Плановые проверки. Могут быть как выездными, так и документарными. Проводятся на основании ежегодных планов, которые публикуются в открытых источниках, а также приказа (распоряжения) руководителя органа государствен- ного/муниципального надзора. Информацию о дате визита проверяющих, цели и основаниях проверки, наименовании органа контроля можно найти на сайте Генеральной прокуратуры РФ, начиная с 1 января наступившего года. Для этого достаточно внести информацию об организации — название и ИНН. Также сводные планы предстоящих проверок размещаются на сайтах территориальных управлений: прокуратуры, Роспотребнадзора и Росздравнадзора.
СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ № 1969 ОТ 30.11.2020, СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 2021 ГОДА КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ ИМЕЮТ ПРАВО ЗАМЕНИТЬ ПЛАНОВУЮ ВЫЕЗДНУЮ ПРОВЕРКУ ПЛАНОВЫМ ИНСПЕКЦИОННЫМ ВИЗИТОМ.
ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТСЯ НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ ЗА 20 РАБОЧИХ ДНЕЙ ДО ДАТЫ НАЧАЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ. О ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИОННОГО ВИЗИТА АПТЕКА УВЕДОМЛЯЕТСЯ В ТЕЧЕНИЕ 10 ДНЕЙ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
Внеплановая проверка. Основанием для внеплановой проверки чаще всего становится истечение срока для устранения нарушений, выявленных ранее, обращения потребителей, требование прокуратуры в связи с поступившими обращениями. Поводы для проведения внеплановой проверки опубликованы в ст.10 ФЗ «О защите юридических лиц».
В 2020 году Минздрав утвердил еще одно основание для проведения внеплановых проверок Росздравнадзора. Приказом № 893н от 24.08.2020 введен индикатор риска нарушения обязательных требований.
Суть его состоит в том, что под «подозрение» контрольно-надзорного органа подпадает «двукратный (и более) рост количества приобретенных и отпущенных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету», а также двукратное (и более) превышение средних показателей отпуска таких ЛС среди аптечных организаций, находящихся в одном субъекте Федерации.
Резкий рост продаж таких препаратов Росздравнадзор будет фиксировать при помощи системы маркировки движения лекарственных средств.
Основные виды проверок, которые перечислены выше, могут отличаться по форме. В аптечных организациях контрольные мероприятия могут иметь форму опроса, контрольной закупки, сбора образцов для сравнительного анализа, исследования предметов и документов, обследования помещений, зданий и сооружений, оперативного эксперимента.
Продолжительность проверок
Сейчас срок проведения проверки не может превышать 20 дней. С 1 июля 2021 года начнет действовать новый закон № 248-ФЗ от 31.07.2020, согласно которому срок сокращается до 10 дней. Продолжительность подобных мероприятий должна быть зафиксирована в распоряжении или приказе руководителя контролирующего органа о проведении проверки. Также существуют ограничения в зависимости от типа учреждения:
- для микропредприятия с количеством сотрудников до 15 человек срок выездных проверок не может превышать 15 часов в год;
- для малого предприятия с количеством сотрудников до 100 человек включительно — 50 часов в год. Исключения составляют сложные проверки, подразумевающие расследования или экспертизы, их допустимо продлевать.
НЕОДНОЗНАЧНЫМ ПРЕДСТАВЛЯЛСЯ ВОПРОС О ПРОВЕРКАХ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ С БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ ТОЧЕК ПРОДАЖ. СКОЛЬКО И КАК ПРОВЕРЯТЬ — КАЖДЫЙ ФИЛИАЛ ИЛИ СЕТЬ В ЦЕЛОМ КАК ЕДИНЫЙ ОБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ? ЯСНОСТЬ ВНЕС ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ. ОПРЕДЕЛЕНИЕМ № 306-ЭС19-19540 ОТ 28.02.2020 УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ПРЕДЕЛЬНЫЙ СРОК ПРОВЕРОК ЮРЛИЦА, ИМЕЮЩЕГО ФИЛИАЛЫ, ДОЛЖЕН СОСТАВЛЯТЬ СОВОКУПНО НЕ БОЛЕЕ 60 РАБОЧИХ ДНЕЙ.
Важно знать
- До начала проверки представители надзорного органа должны предъявить распоряжение (приказ) о проведении контрольных мероприятий в аптеке вместе со своими служебными удостоверениями. В нем обязательно указывается вид и основание осуществляемой проверки, дата и сроки, а также список проверяющих и присутствующих совместно с проверяющими лиц (ФИО и должности).
НА ЗАМЕТКУ
Не всегда проверяющие органы приходят с распоряжением или приказом. Если в аптеке проводятся оперативно-розыскные мероприятия или дознание, то документ, дающий основание для проведения проверки, может называться по-разному.
- В том случае, если кто-то из присутствующих лиц не указан в приказе, то он не имеет права проверять вашу аптеку. Иногда в составе большой комиссии могут оказаться люди, не фигурирующие в документе, их необходимо отстранить, так как это грубое нарушение со стороны надзорных органов. • Если адрес или наименование организации в приказе о проведении проверки указаны неверно, то представитель организации может считать его недействительным и отказать в возможности проверки сотрудникам органов.
- Важным условием проверки является тот факт, что проводиться она должна в присутствии руководителя организации или его законного представителя, действующего на основании доверенности или приказа руководителя аптечной организации. Он имеет право давать разъяснения по вопросам инспекторов, получать информацию, относящуюся к предмету проверки, знакомиться с ее результатами.
НА ЗАМЕТКУ
Допускается фиксировать нарушения при проведении контрольных мероприятий в письменной форме или снимать на фото/видео. При возникновении спорной ситуации эти доказательства можно будет предъявить в суде.
Нет комментариев
Комментариев: 0