Психологические подходы к обслуживанию клиентов
Хорошо обслужить покупателя может только хороший первостольник. Он контактен, в меру общителен, внимателен к клиенту, устойчив к стрессам и все негативное воспринимает как полезный опыт. Однако этот список достоинств работника аптеки может быть легко перечеркнут его внутренними убеждениями.
Все в порядке
К внутренним убеждениям человека относится установка на общение с окружающими. Известный американский психолог Эрик Берн утверждает, что любой человек строит свое общение с окружающими, основываясь на одной из четырех позиций:
- “Я в порядке — Ты не в порядке”.
- “Я не в порядке — Ты в порядке”.
- “Я не в порядке — Ты не в порядке”.
- “Я в порядке — Ты в порядке”.
При этом не имеет значения, ни кто твой собеседник, ни на какую тему вы с ним общаетесь. Это та самая установка на общение, которую человек дает себе сам. Нередко такая позиция выбирается раз и на всю жизнь.
Презентация товара будет успешной в том случае, если у первостольника получится придумать определенный “образ” товара, который затронет покупателя.
Для успешных продаж первостольник должен твердо выбрать для себя четвертую позицию и придерживаться ее во время общения с покупателем. Никакая другая привести к успеху не сможет. Это важно помнить, когда вы принимаете на работу нового сотрудника. Узнать одну из четырех позиций не так трудно. Достаточно некоторое время пообщаться с человеком, чтобы понять, на какой из них он стоит.
“Я в порядке — Ты не в порядке”
Минус: первостольник ставит себя выше клиента, всячески показывает свое превосходство над ним.
Плюс: сотрудник с такой установкой обычно имеет определенные карьерные цели и упорно работает для их достижения.
Сотрудник аптеки при виде клиента ловит себя на мысли, что есть покупатели и “покруче”, а амбициозный посетитель отвечает ему мыслью о том, что есть аптеки и посолиднее. В результате оба недовольны друг другом. А менее агрессивные и напористые клиенты, задавленные моральным превосходством первостольника, просто тихонечко покинут аптеку и вряд ли вернутся сюда снова.
“Я не в порядке — Ты в порядке”
Минус: первостольник чувствует себя ниже покупателя, не может общаться с ним на равных и, как правило, не может грамотно преподнести товар и подтолкнуть клиента к покупке.
Плюс: сотрудник, который считает, что покупатели и начальство лучше него все знают и ...
Нет комментариев
Комментариев: 0