Больной вопрос

Сравнительная оценка оптовых и розничных цен в аптечном сегменте фармрынка РФ в 2016 г.

03.05.2017

Чаще всего в обзорах аптечного сегмента фармрынка в фокус внимания попадают объемы продаж и динамика долей производителей, аптечных сетей или разных препаратов. Иногда анализу подвергается и столь важный для потребителей параметр, как цена лекарственных средств. При этом чаще исследуется розничная стоимость ЛС. А ведь в ней заложены как цена производителя, так и услуги дистрибьютора и аптечной сети. В последнее время представители аптечного сообщества жалуются на падение рентабельности. Правда, аптек при этом почему-то меньше не становится. Напротив, квартал за кварталом открываются новые аптеки, и их количество, по данным компании AlphaRM, перевалило за 60,4 тыс. А если принять во внимание недавние заявления о намерениях открыть аптеки и выйти в этот сегмент бизнеса ритейлера «Магнит», то в убыточность аптек верится с трудом. Выгоден или убыточен аптечный бизнес, что и где продавать выгоднее — попробуем ответить на эти вопросы на основе анализа оптовых и розничных цен на ЛС в 2016 г.

Розница и опт

О росте аптечного сегмента в 2016 г. писали уже много. При этом все аналитики отмечали более выраженный рост в стоимостном выражении, чем в натуральном. Розничные цены на ЛС в 2016 г. выросли, а вот росли ли оптовые цены теми же темпами? Сравнивая отношение розничной и оптовой цены в 2015—2016 гг. (рис. 1), приходим к выводу, что темп роста розничных цен, по которым покупает ЛС потребитель, несколько отставал от темпа роста оптовых цен (по которым аптеки приобретают ЛС у дистрибьюторов). Средневзвешенный размер розничной наценки вследствие этого снизился на 1,7%. Впрочем, в периоды резких изменений стоимости ЛС на фоне волатильности курсов валют у такого изменения может быть еще одно объяснение. Возможно, часть ЛС, проданных в 2016 г., была приобретена у дистрибьюторов годом ранее по менее высоким ценам. В любом случае новичкам аптечного сегмента можно за отправную точку взять среднюю наценку в размере 26%, чтобы строить бизнес-модели развития новых аптек.

Законы и инструкции

Но не все так просто. Рынок ЛС обширен по перечню, так что средние величины не дают полной картины. Даже простое разделение продаваемых ЛС на те, что входят в список ЖНВЛП (цена на которые законодательно ограничена и контролируется), и те, что избежали этой участи, дает видную невооруженным взглядом разницу (рис. 2). Естественно, аптеки не столь вольготно себя чувствуют в установлении цены на препараты из списка ЖНВЛП, соответственно и роз...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.