В состоянии молочной спелости. Розничный рынок заменителей грудного молока в России по итогам 2023 года

02.07.2024
Детские смеси — один из социально значимых продуктов, рынок которых в значительной степени формируется за счет собственных средств потребителей. За последние два года произошли заметные структурные изменения, связанные с активным развитием онлайн-канала, повлияли на рынок и санкционные ограничения. При этом в сегменте сохраняется высокий уровень импортозависимости в отношении поставок как готовых продуктов, так и сырья для производства соответствующего ассортимента на территории нашей страны.
Фото: johnalexandr/ru.123rf.com

Объем и динамика рынка

На розничном рынке России в 2023 году было реализовано 53,8 млн упаковок заменителей грудного молока (ЗГМ). Относительно показателей 2022 года натуральная динамика составила 4% (рис. 1). За минувший год заметно изменился формат реализуемых упаковок, речь идет о некотором увеличении среднего веса нетто. Таким образом динамика в отношении общего реализованного тоннажа была выше и по итогам 2023 года составила 6,7%. Всего в прошлом году в рознице было реализовано 32,7 тыс. т детских смесей.

6-1.jpg (40 KB)

Денежная динамика была заметно выше натуральных показателей — относительно 2022 года прирост на 13,4%. На разницу в темпах роста повлияли как инфляционные процессы, так и изменения в отношении ассортимента представленной на рынке продукции. В частности, из-за санкционных ограничений усложнился ввоз некоторых продуктов, но это касалось абсолютного меньшинства поставщиков. Инфляция в группе ЗГМ была заметно выше среднеэкономических показателей. Так, индекс цен Ласпейреса в 2023 году был 10,5%, остальной вклад в динамику обеспечивали тенденции изменения спроса, а также активное развитие онлайн-канала, который в последние несколько лет определяет тренды практически на всем рынке потребительских товаров.

Структурные характеристики рынка

Несмотря на связь с системой здравоохранения рынок ЗГМ сосредоточен в основном в рамках FMCG-сегмента. Аптеки тоже занимаются реализацией данной группы продуктов, но они реализуют всего 9,5% от общего натурального и 8,9% денежного объема (рис. 2). Основные продажи приходятся на супермаркеты, в 2023 году они обеспечили 65% общего натурального объема рынка детских смесей. При этом данный канал рынка несет самые серьезные потери в свете активного развития онлайн-канала, еще в 2022 году FMCG обеспечивал более 71% продаж. 

6-2.jpg (56 KB)

Если тренд прод...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.