Формирование формулярного перечня ЛС в медицинской организации
Несмотря на то что о важности системы управления качеством медицинской помощи, а также клинико-экономического анализа, как одного из элементов этой системы, специалисты говорят уже несколько лет, по-настоящему она только начинает внедряться.
СУРА Мария Владимировна, ст. научи, сотрудник отдела стандартизации в здравоохранении НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, канд. мед. Наук
Основные составляющие системы управления качеством в ЛПУ - стандартизация и формулярная система. В основе стандартизации лежат клинические протоколы медицинского учреждения и стандартные операционные процедуры (СОП). Формулярная система в медицинских организациях предполагает наличие научно обоснованных формулярных перечней и справочников. ЛПУ в своей деятельности также должны руководствоваться протоколами ведения больных, стандартами медицинской помощи, утвержденными на федеральном уровне.
Сегодня для создания системы рационального лекарственного обеспечения, формирования эффективных формуляров у ЛПУ есть надлежащие, признанные в цивилизованных странах инструменты, к примеру, методология ABC/VEN-анализа, позволяющая оптимизировать процессы закупок. Назначения и применения ЛС, реально экономить денежные средства.
Внедрение формулярной системы в деятельность медицинских учреждений позволяет в первую очередь исключить использование неэффективных и небезопасных препаратов, снизить общие расходы (до 30%) на закупки ЛС за счет сокращения их номенклатуры и закупаемых объемов. При сохранении на прежнем уровне расходов появляется возможность закупать большее количество эффективных и безопасных лекарств, повысить качество фармакотерапии.
С какими же проблемами сталкиваются ЛПУ и в чем их причины?
Одна из главных проблем системы управления качеством сосредоточена на уровне именно медицинских организаций. В большинстве больниц обычно отсутствуют или не работают формулярные комиссии (комиссии по качеству, стандартизации); не проводится клинико-экономический анализ медицинских технологий; практически нигде не разработаны СОП и индикаторы качества. Кроме того, преподавание основных принципов системы управления качеством медпомощи, клинико-экономического анализа не входит в программы образования врачей, хотя есть сегодня и методические рекомендации, и другие источники информации. Но, к примеру, статьи, опубликованные в журнале «Проблемы стандартизации в здравоохранении», показывают, что во многих ЛПУ нет полного системного понимания ...
Нет комментариев
Комментариев: 0