Аптеки как катализатор рыночных преобразований российской фармацевтики

16.11.1995

Сначала экономических реформ в России в Финансовой академии при Правительстве РФ при поддержке московских и федеральных органов здравоохранения ведется исследование формирующегося фармацевтического рынка страны. Многие участники Международной конференции «Частный капитал и фармацевтический бизнес: пути взаимодействия обратились в редакцию «ФВ» с просьбой рассказать об основных результатах анализа. В связи с этим газета начинает ряд публикаций на данную тему.

Среди могущественных действующих лиц фармацевтического рынка аптеки занимают едва ли не самое скромное место. Не здесь изобретаются новые эффективные препараты, не здесь на основе высоких технологий ведется их производство. Аптека лишь реализует лекарства, да и то в значительно меньших, чем у любой солидной оптовой фирмы, размерах. Тем не менее именно аптеки, ближе всех стоящие к потребителю - всевластному суверену рыночной экономики, - играли и играют ключевую роль в рыночных преобразованиях отечественной фармацевтики.

Действительно, первое, что бросается в глаза при регулярном мониторинге рынка (а помимо тщательного сбора всей публикуемой информации специалисты Финансовой академии с 1992 г. 1-2 раза в год проводят прямое анкетирование 5-7% московских аптек), - это огромный прогресс, которого добились аптеки в течение последних неполных четырех лет.

Недавнее прошлое

Трудно даже представить себе торговое предприятие, которое было бы столь же чуждо рыночным отношениям, как были далеки от них аптеки накануне реформ. Почти все медикаменты в начале 1992 г. поступали в аптеку с государственных складов. Влиять на их ассортимент и количество аптеки реально не могли: брали все, что привезут. Поступившие лекарства реализовывались тоже далеко не рыночными методами, часто минуя прилавок. Так, среди вопросов анкеты была просьба назвать наиболее ходовые, реализуемые в наибольших объемах лекарства. При этом опросчики имели «коварную» инструкцию проверить после окончания беседы, какие лекарства из этого списка есть в данный момент в продаже. Результаты были ошеломляющие: в аптеках можно было реально купить менее 30% самых ходовых(!) препаратов.

Директора проявили полное равнодушие к важнейшим рыночным характеристикам лекарств. Их мало интересовали цены (пожалуй, даже лучше было, когда лекарство оказывалось подороже). С простым заданием назвать 5 самых известных фирм-производителей не справилось 2/3 руководителей аптек. «Нам это не нужно, - говорили директора. - Мы смотрим в первую очередь на действующую субста...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.