«И сети, и одиночные аптеки твердо стоят на ногах. Держать удар мы умеем»
Большинство владельцев аптечных сетей, которые пришли в бизнес в середине 90-х, расставаться со своим делом не собираются. Они не строят планов по захвату рынков и не участвуют в сделках M&A, а развиваются органическим путем, открывая по одной-две аптеки в год. Накопленный опыт позволяет этим людям оставаться на плаву во времена спадов и экономических кризисов. Предприниматели второй волны настроены более агрессивно. Обсуждая тенденции рынка на «круглом столе», собственники и управляющие аптечными сетями поясняли свою точку зрения примерами из практики. Своими мыслями с читателями «ФВ» поделились зам. генерального директора ГУП СО «Фармация» Андрей БЕРБЕНЕЦ, директор управляющей компании «АСА» (сеть «Аптечный стандарт») Андрей БЛЮМ, генеральный директор аптечной сети «Валета» Михаил ШУВАЕВ и директор аптечной сети «Уралнет» Оксана ГОЛОВЕНЬКО.
— Рынок Свердловской области уже поделен. Концентрация аптек в регионе выше, чем в среднем в городах Западной Европы. Каким образом происходило формирование рынка?
Михаил Шуваев
Михаил Шуваев: Торговать лекарствами частному бизнесу разрешили в 1993—1994 гг. Местный фармрынок подняли непрофессионалы — инженеры, математики, механики. Наша компания «Аукцион-практика» начинала с оптовых продаж — снабжала лекарствами около 500 аптек Среднего Урала — в Кургане, Тюмени, Перми, Сургуте. В середине 90-х гг. работать было проще — кроме нас на рынке практически никого не было. Тогдашняя свобода и ценообразование сегодняшним участникам фармрынка даже не снилась. Поставщиков импортных лекарств приравнивали к производителям, и цены они могли формировать свободно, без ограничений. До 17 августа 1998 г. фирма работала успешно, а когда доллар подорожал в четыре раза, оказалась кругом в долгах. Чтобы расплатиться, пришлось продать всю собственность и начинать с нуля. Мы выжили. Но после кризиса появилась другая проблема — на Урал пришли крупные федеральные структуры, тягаться с которыми региональным компаниям было не по силам. И мы начали расширять сеть аптек, открытых еще до кризиса. Ежегодно выкупали по одному-два помещения. Первый кредит взяли под 180% годовых. Таким же путем шла компания «АС-Бюро» — с той разницей, что она развивала два направления — оптовое и розничное. Дистрибьюторский бизнес собственники продали «Протеку» только в прошлом году.
Нет комментариев
Комментариев: 0