Влиться в коллектив: проще простого?

17.10.2016
00:00
Каким бы уверенным в себе и коммуникативным человеком себя не чувствовал новичок, первые дни в новом коллективе всегда являются адаптационными. Как помочь аптечному «дебютанту» влиться в коллектив и включиться в работу?

Начнем с «азбуки»

Театр, как известно, начинается с вешалки, школа — с азбуки, а грамотный первый день новичка — с установочных документов. Конечно, стаж нового сотрудника имеет значение, ведь все аптечные сети работают по похожим принципам. И если ваш новенький просто поменял «место дислокации», то его адаптация займет не более полутора недель. А вот с «теоретиками» — молодыми выпускниками колледжей и вузов дело обстоит сложнее: им потребуется не меньше двух месяцев, чтобы войти в курс дела, а с вашей стороны потребуется неусыпный контроль наставника.

Если в вашей аптеке есть возможность выделить первый день под теоретическое освоение местных стандартов, это хорошо. Если нет — теорию придется сразу осваивать вместе с практикой. В таком случае «молодую поросль» лучше всего поставить рядом с собой за первым столом: так новичок и быстрее приобретет коммуникативные навыки, и освоит, где какой товар находится.

Погрузиться в атмосферу

Разумеется, правила важны, но ощущение причастности к коллективу для новичка не менее актуально. А это значит, что «дебютанта» необходимо познакомить с коллегами и традициями компании. Если новый член коллектива человек опытный, то все эти тонкости ему можно разъяснить в процессе «вливания в коллектив». К примеру, в первый день работы стоит показать, где можно оставлять личные вещи, какие существуют способы перекуса и обеда, когда и как принято делать перерывы на отдых и к кому обращаться, если возник форс-мажор.

Вчерашнему студенту необходимо рассказать и показать значительно больше. Так, чтобы он ощутил себя частью коллектива, его необходимо представить всем сотрудникам аптеки, сообщив во всеуслышание, что новенький может к любому из них обратиться за помощью в течение всего периода адаптации. А чтобы молодой человек сразу принял на себя ответственность за общие результаты, ему надо разъяснить, что он ничем не отличается от «старых» сотрудников и находится с ними в равных условиях. Для закрепления результата наставник может в конце каждого рабочего дня устраивать «разбор полетов»: обсуждать достижения и промахи новичка, сопровождая их деловыми комментариями. Если в компании приняты поздравления с днями рождения, чаепития, бизнес-игры — новичку стоит с первого дня предложить в них участвовать, но не в обязательном порядке, а по желанию и возможности.

Наставник: баланс между строгостью и дружбой

Если вам посчастливилось стать наставником новичка — не пугайтесь: значит, руководство считает вас хорошим психологом и опытным кадром. Что вам надо осознать в первую очередь? Что с новеньким необходимо соблюдать баланс: не быть слишком требовательным и в то же время не опускаться до панибратства. Прежде всего оцените психотип новичка: каким вы его видите — скромным и исполнительным, излишне разговорчивым и не очень трудолюбивым или каким-то еще? Поняв особенности «дебютанта», вам будет проще «сконструировать» свой стиль общения с ним: кому-то из новеньких будет полезен директивный стиль общения, чтобы не позволять ему «слишком расслабляться», а кого-то строгий «тонус» может сбить с толку и дезориентировать. Стиль общения вполне можно менять в зависимости от ситуации.

Помимо этого необходимо на протяжении дня применять обучающие стратегии: к примеру, пообщавшись в присутствии новичка с проблемным клиентом, стоит прочесть небольшую лекцию о том, как вам удалось «загасить» конфликт и перевести его в дружескую беседу. Ваши комментарии дадут новенькому понять, что вы действовали не спонтанно и по наитию, а по четкому плану, который он также способен применить. Не лишним будет спросить у своего подопечного, что ему непонятно или как бы он поступил в данной ситуации.

При всем этом важно дать понять новенькому, что в самой сложной ситуации он может рассчитывать на вашу подстраховку и что ему не придется в одиночку «расхлебывать» собственные ошибки. Он должен понимать, что, пока идет адаптационный период, вы всегда рядом и поддержите его коронной фразой: «Все нормально, плавали — знаем!»

Все четко: задания, сроки, контроль

О поддержке уже было сказано. Значит, пора сказать об обязанностях. Новичку необходимо четко сформулировать — в чем именно заключаются сейчас его обязанности и как они будут увеличиваться по мере его адаптации. Полезно завести в аптеке настенную «доску новичка», где вами ежедневно будет изложен его план действий: задания на день и сроки их выполнения. Во-первых, новенькому и вам будет удобно все время поглядывать на доску для контроля. Во-вторых, в конце дня и он, и вы увидите, что именно «дебютант» смог выполнить, а что — нет. Поначалу вы можете сами комментировать его победы и промахи, а где-нибудь через неделю попросите оценить его работу самостоятельно и, может быть, поставить себе «оценку дня». Такой наглядный опыт будет одновременно и стимулировать, и давать варианты самоконтроля.

В конце каждой адаптационной недели устраивайте новичку «репетицию» — проиграйте возможную конфликтную ситуацию с клиентом у первого стола, задайте типичные вопросы. Словом, проведите небольшой тренинг или ролевую игру, чтобы понять, насколько новенький усваивает информацию и развивает свои навыки. Так вам будет проще оценить не только работу подопечного, но и свою.

И помните еще об одном важном моменте: работой новичка должны быть довольны не только вы, но и он. Да, показатели важны. Но собственная удовлетворенность дает чувство полноценности, которое иной раз стимулирует сильнее, чем выговор или бонус.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.