Не сгореть на работе дотла

03.04.2017
00:00
Впервые термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) был введен американским психологом Гербертом Фрейденбергом в 1974 г. Немного позже социальный психолог Кристина Маслач определила эту проблему в медицинской сфере как «синдром физического и эмоционального истощения с развитием отрицательной самооценки, негативного отношения к работе и своим пациентам». Каковы же «фармацевтические особенности» СЭВ?

Благородная миссия или коммерческий план?

А особенности эти — в особенных клиентах. Да, аптечный бизнес, так же, как и торговля, и банковские операции, и парикмахерские услуги, и многое другое, входит в сферу услуг. Однако в аптеку за услугами обращаются преимущественно больные или нуждающиеся в поддержке люди (либо их близкие), которые ждут от фармацевта профессиональной помощи. Поэтому работа фармацевта — не просто увеличение товарооборота, а в первую очередь забота о пациенте. Однако аптека — коммерческая организация, в которой необходимо поддерживать высокую конкурентоспособность.

Отсюда и возникает главная особенность СЭВ первостольника — противоречие между коммерческой мотивацией и благородной миссией.

При этом СЭВ отражается не только на первостольнике и его клиенте, но и на бизнесе в целом: «выгорающий» фармацевт резко снижает уровень сервиса, в результате чего

  • Выгорание на работеаптека теряет свою репутацию,
  • теряет своих покупателей,
  • уменьшается выручка,
  • снижается доходность.

Не случайно Всемирная организация здравоохранения еще в 2001 г. признала, что синдром эмоционального выгорания требует медицинского вмешательства. А в Международной классификации болезней-10 «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон — Z73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).

«Анамнез» и «диагноз»

Почему же происходит эмоциональное выгорание?

Для этого есть несколько причин:

  • Общение с большим количеством клиентов.
  • Юридическая незащищенность от их некорректного поведения, а также вынужденная сдержанность по отношению к грубому обращению.
  • 10—12-часовой рабочий день за прилавком, где отсутствуют окна и естественное освещение.

Рутинная деятельность (осталось совсем мало аптек с рецептурно-производственными отделами, где фармацевт может применить свои навыки на практике), огромное количество информации и данных по новым препаратам порой трудно усвоить, уложить в голове, что вызывает профессиональное беспокойство.

Понять, что у вас или у вашего коллеги появились признаки СЭВ, нетрудно, поскольку они заметны на разных жизненных уровнях. Попробуйте взглянуть на себя со стороны и объективно оценить присутствие следующих симптомов:

  • сильная усталость,
  • нарушение сна,
  • головные боли,
  • повышенная раздражительность,
  • частая смена настроения,
  • проявление цинизма и негатива по отношению к недугам клиентов,
  • опоздания на работу,
  • откровенное нежелание выполнять свои обязанности,
  • пренебрежительное отношение к членам семьи.

Терапия и профилактика СЭВ

Если вы обнаружили у себя симптомы эмоционального выгорания, не переживайте, от этого никто не застрахован. Просто примите решение кое-что изменить в своей жизни.

  1. Отделить зерна от плевелОтделите «зерна от плевел», т.е. работу от отдыха. Дома переключайтесь на чтение книг, походы в кино, театр, простое человеческое общение и т.д.
  2. Учитесь новому, расширяйте круг интересов: запишитесь на языковые курсы или выпиливания лобзиком, в театральную студию. Хобби поможет понять, что работа — это не смысл жизни, а только ее часть.
  3. Спорт должен войти в режим и привычку, чтобы снизить уровень стресса и опять же расширить круг интересов и общения.
  4. Освойте техники саморегуляции. Если вы свято верите в силу слова, помогут положительные аффирмации, если обладаете хорошим воображением — методики визуализации, если не справляетесь сами, запишитесь на психотренинг. Восточные духовные практики (цигун, йога) научат ценить то, что у вас есть, а также одновременно проявлять эмпатию и соблюдать дистанцию (а ведь именно это необходимо фармацевту в общении с нездоровым или агрессивным клиентом).
  5. Избегайте засасывания в рутинный процесс: проявляйте наблюдательность и детское любопытство, старайтесь увидеть хотя бы небольшие различия в своих обязанностях, в людях, с которыми общаетесь.
  6. Выражайте эмоции, но не в форме гнева или раздражения, а в виде анализа собственных переживаний. При этом старайтесь смотреть на себя со стороны и трезво оценивать свои слова и действия.

И помните о том, что СЭВ — вовсе не профессиональная проблема, она находится внутри вас, и только вы можете с ней расстаться. Чтобы в этом убедиться, достаточно оглянуться и заметить вокруг себя огромное количество счастливых фармацевтов.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.