Кайдзен
Любители и профи
Тимбилдинг (англ. team-building — «построение команды») — модная тема. Чтобы «построить команду» из работников и укрепить ее дух, организуют корпоративы, состязания и веселые игры «склад против офиса». По идее неформальная обстановка и развлечения должны сближать, подогревать азарт и командный дух. А на практике эти развлечения улучшают атмосферу в коллективе, но никак не влияют на продуктивность, достижения или профессиональный рост.
В чем же дело? В разнице между любительским и профессиональным подходом. Дворовые хоккеисты, к примеру, собираются на льду, чтобы приятно провести время, пошуметь и помахать клюшками. Спортивная команда нацелена на достижение общей цели — на победу. Стратегию разрабатывает тренер-руководитель, тактику определяет лидер, остальным участникам тоже отведена роль — защитник, вратарь и т.д. Задача команды — использовать способности и возможности всех участников самым эффективным образом. Это прямой путь к медалям.
В офисе работают те же правила, что и на хоккейном поле. В ходе эксперимента по выявлению резервов мотивации сотрудников установили: достойная компенсация и комфортные условия труда, конечно, заставляют человека держаться за «теплое место», но ведущим фактором стало чувство принадлежности к команде… Так причем здесь Япония?
Кайдзен нон-стоп
Основоположниками командного подхода в бизнесе стали японцы, которые после Второй мировой войны применили выкладки американского специалиста Джозефа Джурана. Именно это считается краеугольным камнем «японского экономического чуда». Первые лекции о командообразовании Джуран прочитал в Японии в 1954 г., а в 1966-м писал: «Я потрясен. Япония нашла способ использования творчества и энергии людей, находящихся на самом нижнем уровне иерархии, для содействия решению тех проблем, которые в противном случае потребовали бы времени менеджеров или продолжали бы существовать без разрешения». Так он отозвался на повсеместное внедрение философии и практики кайдзен.
Критики и практики
Все начинается с командообразующего собрания, на котором ставятся цели и распределяются функции. Каждый член команды берет себе одну или несколько ролей.
- Председатель организует работу команды, руководит процессами.
- Мотиватор направляет действия группы и обсуждения в конструктивное русло.
- Генератор идей — новатор, изобретатель нового.
- Критик — беспристрастно оценивает идеи, отсеивает и ищет ошибки.
- Практик — реализатор идей.
- Дипломат улаживает конфликты, договаривается со всеми.
- Снабженец добывает и распределяет ресурсы.
- Контролер следит за соблюдением сроков и качеством работы.
Второй этап — обсуждение целей и стратегии. Здесь-то и пригодятся командные игры. Задача — научиться взаимодействию и выйти к следующему этапу сложившимся коллективом.
Третий этап — правила. Оговариваются нормы и регламенты, премии и штрафы.
Четвертый этап — работа. Достижение поставленных целей, гибкое переключение.
Пятый этап — прощание. Цель достигнута, председатель благодарит и поощряет команду, затем переформировывает ее или меняет роли для решения новых задач.
Очень важно создать традиции команды — поздравлять с днем рождения, с праздниками, проводить социально значимые акции, хотя бы раз в месяц обедать всем вместе. Когда рядовые члены команды начнут говорить «мы» — цель достигнута, кайдзен работает.
Основная польза команды — восполнение индивидуальных недостатков коллективными достоинствами. Кто-то поспешно принимает решения — товарищи его поправят, кто-то расточителен — удержат от лишних трат. И наоборот, острый ум, высокая сознательность, креативное мышление одного члена команды помогают всем достичь общей цели. Для слаженного коллектива нет ничего невозможного. Когда мы чувствуем поддержку и дружеское плечо товарища, то вместе можем свернуть горы!
Нет комментариев
Комментариев: 0