В компании «Промис» назвали пять тенденций в производстве фармацевтической упаковки
Экологичность
Фарма уделяет особое внимание экологичности упаковки. Материалы, пригодные для переработки, — ключевой фактор роста спроса на рынке фармацевтической упаковки, отмечается в отчете компании Arizton. Среди типов материалов лидирует бумага — ее доля на европейском рынке наибольшая, она составляет 39,36%. Исследователи прогнозируют, что экологичные материалы будут играть ключевую роль на рынке упаковки и маркировки в Европе. Влияние на него также будет оказывать растущий спрос на первичную упаковку — блистеры, флаконы, ампулы, саше, пакеты и пакетики.
Уход от макулатурных картонов
Если раньше поставщики упаковки производили ряд пачек из макулатурного картона, то сейчас используют преимущественно целлюлозный. Как рассказала технолог по сопровождению производственных процессов компании «Промис» Елена Сочнева, из макулатурного картона на предприятии делают только сопутствующие продукты, такие как лоточки для инструкций с точкой склейки.
«Раньше использовался макулатурный картон и для изготовления пачек к недорогим лекарствам, но в связи с ограничениями и отсутствием комплектующих качество материала у нашего поставщика снизилось, и мы отказались от него, — отметила она. — На замену подобрали картон одной из линеек российской марки «Кама». Он дороже макулатурного, но с нашей точки зрения выигрывает в качестве».
Кроме того, у макулатурного картона есть свои особенности проектирования и оснастки, а также возможны трудности с печатью и вырубкой. С целлюлозным картоном на этих этапах работы таких сложностей нет.
Защита от вскрытия
К упаковке лекарственных препаратов всегда предъявляются особенно высокие требования, так как эти продукты напрямую связаны со здоровьем. Поэтому перед фармпредприятиями стоит задача продумать конструкцию пачки с контролем первого вскрытия. Как отметила Сочнева, в зависимости от конструкции коробочка может частично разрушиться после первого вскрытия. В таком случае пациенту достанется вторичная упаковка, которую нельзя закрыть, а может и сохранить ее функциональность, если за защиту от чужого вторжения отвечает отдельный элемент.
Если пачку не планируется использовать после первого вскрытия, для создания защиты производитель упаковки добавляет в конструкцию специальные язычки и выступы, которые фиксируют крышку. Потребителю нужно будет выломать эти элементы, чтобы добраться до флакона, блистера или другой емкости с препаратом. Делать дополнительную проклейку, наносить стикеры и прочие элементы на такую пачку не требуется.
Некоторые фармпроизводители хотят сделать защищенную упаковку, которая не разрушается с началом использования продукта, а продолжает открываться и закрываться, а ее внешний вид не портится.
«Мы реализовали эту задумку так: внизу пачки сделали автодно, а на крышке сверху — отрывной дополнительный элемент, который защищает упаковку от вскрытия. Даже после его снятия она сохраняет свою форму и функции», — рассказала технолог компании «Промис».
Строгая геометрия
Еще одна тенденция, которую выделяют производители упаковки: фармацевтические компании хотят, чтобы линии пачки были идеально ровными без загибов и скруглений при закрывании. Все чаще заказчики просят изготовить упаковку, у которой крышки, пыльники, клапаны и другие элементы складываются перпендикулярно.
«Сгибы и дуги, которые появляются у готовой упаковки, свойственны картону, — пояснила Сочнева. — Так как это природный материал, у него есть волокна, расположенные в определенном направлении».
Чтобы добиться устойчивости и привлекательного внешнего вида упаковки, требуемых фармкомпаниями, полиграфисты предлагают различные варианты конструктивных решений.
«Например, внедрение системы crеasе-cut (англ. «сгиб-разрез»), не требующей изменений основных элементов конструкции пачки, — чередование биговки и ножа, — уточнила эксперт. — На упаковках такой прием выглядит как пунктир и позволяет минимизировать дуги при загибании картона».
Минималистичный дизайн
Для производителей лекарств простота и лаконичность дизайна — тренд и необходимость одновременно. Из-за ограниченных поставок упаковочных материалов полиграфические предприятия подбирают аналоги и адаптируются под новые картоны, краски и т. д. Но риск, что при производстве материалы будут вести себя нестабильно, сохраняется. Поэтому многие компании в фарме обращаются к минималистичному стилю в дизайне упаковки: используют пару контрастных цветов, разрабатывают характерный шрифт или применяют тиснение для создания объемных элементов. Кроме того, бренды планируют обновление, когда хотят вывести продукт на новый уровень и решить проблемы, которые мешают привлечению новых покупателей, отметила директор по маркетингу АО «Промис» Юлия Родкина.
«Например, упаковка может быть плохо видна на аптечной полке или кто-то считает ее дизайн устаревшим, — добавила она. — При этом принципиально важно сохранить текущих лояльных потребителей».
На витринах аптек пачка с простым дизайном и грамотными акцентами будет выделяться среди массы ярких упаковок с большим количеством отделки. Минимализм также позволяет оформить разные продукты или целые линейки так, чтобы у производителя сохранился единый узнаваемый стиль.
Реклама, АО «Промис»