COVID-19 существенно изменил состав лидеров на рынке пробиотиков и пребиотиков
В 2020 году в аптеках продано 54 млн упаковок пробиотиков и пребиотиков на 23 млрд руб. По сравнению с 2019 годом рынок средств для нормализации кишечной микрофлоры вырос на 17% в упаковках.
Лидеры сегмента
Одно из основных показаний пробиотиков и пребиотиков – восстановление микрофлоры кишечника, в том числе во время и после приема антибактериальных лекарственных средств. Это было особенно актуально в прошедшем году.
2020 год существенно изменил расклад сил среди продуктов – лидеров сегмента. Так, бренд «Максилак» поднялся с шестого сразу на третье место. Он стал основным драйвером этого сегмента, существенно нарастив свою долю рынка. (Холдинг «Биннофарм Групп», выпускающий «Максилак», появился на российском фармрынке в 2020 году в результате объединения фармацевтических активов АФК «Система»).
TOP15 брендов пробиотиков и пребиотиков по объему продаж в аптеках в 2020 году* |
|||
Бренд |
Корпорация |
Объем продаж, млрд руб. |
Прирост продаж 2019/2020, % |
Линекс |
Novartis |
5,1 |
23 |
Бифиформ |
GSK |
2,0 |
7 |
Максилак |
Биннофарм Групп |
1,9 |
61 |
Хилак форте |
Teva |
1,9 |
26 |
Бак-сет |
Фармамед |
1,8 |
44 |
Аципол |
Отисифарм |
1,7 |
18 |
Энтерол |
Biocodex |
1,2 |
8 |
Бифидумбактерин |
несколько производителей |
1,0 |
12 |
Лактобаланс |
Unipharm |
0,5 |
166 |
ЛББ |
Внешторг Фарма |
0,5 |
26 |
Нормобакт |
Акрихин |
0,5 |
-15 |
Бифистим |
Протек группа компаний |
0,4 |
24 |
Бактистатин |
Stada |
0,3 |
-6 |
Максифлор |
СТМФарм |
0,3 |
179 |
Нормофлорин |
Бифилюкс |
0,2 |
21 |
*Экспертная выборка |
|||
Источник: AlphaRM |
Среди других пробиотиков, показавших наибольший прирост в продажах, – «Максифлор» от «СТМФарм», который вырос на 179%, и «Лактобаланса» от Unipharm, продажи которого увеличились на 166%. Стоит отметить и аутсайдеров рейтинга: пятерку лидеров покинул «Аципол». Также в первой пятерке можно было наблюдать серьезную борьбу за сохранение мест. Так, «Бак-сет» вырос на 44% и при этом остался на пятом месте.
Пробиотики и пребиотики – особенности сегмента
В 2019 году динамика продаж в рублях была скромнее – всего +5%. При этом в упаковках рост был больше – +12%. Это может быть связано с появлением новых более дешевых брендов на рынке.
Дело в том, что рынок средств для нормализации кишечной микрофлоры за последние несколько лет кардинально изменился. В 2015 году, согласно исследованию «ФВ», большая часть таких препаратов (73%) были зарегистрированы как лекарства, а 27% были БАД. Теперь же ситуация кардинально изменилась: 92% БАД и 8% лекарств. В 2020 году на рынке обращалось всего 16 лекарственных препаратов, применяемых для нормализации кишечной микрофлоры. Иногда производители под одним брендом выпускают как лекарство, так и БАД.
БАД легче вывести рынок. Для этого достаточно найти контрактного производителя, который имеет зарегистрированный продукт на территории России. Рынок пробиотиков привлекает новых игроков: если в 2018 году в аптеках продавалось 118 брендов лекарств и БАД, то в 2019 году – уже 164, а в 2020 году – 192.
Разнообразие цен
Ценовой разброс на рынке широкий: от «Порошка Комарова» за 40 руб. до 18,6 тыс. руб. за японский препарат «Дайго». Впрочем, основная часть брендов укладывается в диапазон от 300 до 1000 руб.
Несмотря на присутствие недорогих препаратов, средняя цена, даже без учета самого дорогого БАД, высока: в 2020 году она была 737 руб.
Нет комментариев
Комментариев: 0