Пережиток седой старины
Нынешний год — юбилейный для многих фармацевтических школ разного уровня. Это неудивительно, ведь именно в 1919 г. стала закладываться система современного фармобразования, о необходимости создания которой говорило не одно поколение деятелей российской фармации.
Первыми российскими аптекарями были иностранцы, главным образом немцы, а со времен Алексея Михайловича русских молодых людей стали посылать за границу для обучения аптекарскому искусству. Но как первые, так и вторые могли практиковать лишь после сдачи испытания при Аптекарском приказе. Позже стали появляться русские фармацевты, обучавшиеся профессии уже не на «неметчине», а в России у своих аптекарей. Представители фармации делились на три категории: алхимисты (аптекарские ученики), гезели (помощники) и собственно аптекари. В аптекарском деле существовало очевидно выраженное средневековое цеховое деление, характерное для всех профессий: ученики, подмастерья и мастера.
С открытием в России университетов и академий фармобразование было отчасти передано в вузы. Старый цеховой строй сохранился, лишь несколько были изменены наименования званий: выше названные звания были заменены на аптекарские ученики, аптекарские помощники и провизоры. Кроме того, была учреждена новая фармацевтическая степень — магистр фармации. Название «аптекарь» сохранялось лишь за лицами, владевшими аптекой.
В середине XIX в. был определен следующий порядок получения специального фармобразования: для поступления в аптеку необходимо было иметь общее образование не ниже четырех классов классической гимназии. Ученичество длилось три года (при наличии аттестата — два), а затем сдавался экзамен при университете на звание аптекарского помощника. Для получения звания провизора требовалось не менее трех лет помощнического стажа, после чего можно было добиваться допуска к слушанию лекций в университете. Курс фармацевтических наук при вузе составлял два года, и по его итогам сдавался экзамен на звание провизора.
О ваньках жуковых
Такая схема почти без изменений сохранялась до советских реформ в области профессионального образования. Порядок этот был более или менее разумен до тех пор, пока аптека оставалась в определенном смысле научным учреждением и ученый аптекарь мог лично или через своих помощников заниматься обучением учеников. Однако уже к концу XIX в. аптека являла собой скорее торговое заведение, где ученики были прежде всего дешевой рабочей силой. Припоминается классическое: «Ванька Жуков, девятилетний мальчик...
Нет комментариев
Комментариев: 0