НАСЛЕДИЕ: Полынь, трава скифская

19.10.2010

Как говорится, Гиппократа всякий знает. Но вот всякий ли знает, что этот самый «основоположник и т.п.» мог не стать таковым, не прославиться и как знающий фармаколог, если бы не довелось ему совершить познавательный вояж по греческим колониям, в т.ч. Северного Причерноморья. И, разумеется, не просто погулять по улицам черноморских полисов в качестве туриста, но и ознакомиться с медицинским опытом народов, чьи владения соприкасались с греческими колониями.

Благодаря записям Гиппократа — путешественника с врачебной подготовкой — мы ныне можем составить представление о внешнем виде, обычаях и занятиях варваров, населявших, например, территорию юга современной России. В разные периоды истории это были разные племена и народы, однако, пожалуй, самый мощный след оставили скифы. Писать о скифах — занятие на самом деле неблагодарное, ведь, оставляя за скобками научно-справочный аппарат, научную терминологию и полемику, автору статьи приходится невольно причесывать под одну гребенку и собственно скифов, и племена, родственные им. К тому же сами скифы о себе оставили лишь материальные напоминания, т.е. исключительно в виде действительно богатого археологического наследия, а письменные свидетельства принадлежат эллинам и римлянам. Многие из них пользовались неизвестными ныне сочинениями, приукрашивая или переделывая данные на современный, понятный им лад. 

Ставшая даже для школьников хрестоматийной «История» Геродота содержит в себе сообщения о скифах, которые противоречат друг другу. При сопоставлении же со свидетельствами иных древних авторов «нестыковки» проявляются еще ярче. Однако представления Геродота вполне отражают восприятие эллинами варварских народов, живших рядом с несшими античную цивилизацию на берега Понта Евксинского (Черного моря) греками. «Отец истории» то подчеркивает дикость скифов, то утверждает, что на Черном море «обитают самые невежественных племена» — помимо скифских народностей. Именно скифы — народ, обладавший «одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого». Из дальнейших описаний складывается впечатление о кочевом, воинственном народе, который занимается скотоводством и живет в кибитках. Однако от Геродота же мы узнаем о скифах-земледельцах. Одним словом, даже один источник вносит сумятицу в головы неподготовленных читателей, так что попробуем вычленить именно с...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.