Я вас куплю, чего же боле
Эксперты обсудили особенности сделок M&A на фармацевтическом розничном рынке
Типы M&A
На аптечном рынке России превалируют сделки по типу покупки, а не слияния, рассказал председатель правления Ассоциации аптек Калининградской области Дмитрий Яговдик. Он выразил надежду, что в определенных регионах найдутся силы, которые будут сплачивать небольшие сети (возможно, в некие ассоциации). Но в каком виде будут происходить такие слияния, пока неизвестно, считает эксперт.
Ничего особенного в настоящий момент в области M&A не происходит, констатировал генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов. По его словам, рынок переживает период наслаждения теми результатами, которые были получены в прошлые три года. Монополизация, разделение рынка идет, но в этом никакой угрозы нет. Это нормальное развитие рынка в целом, не только фармацевтического ритейла, подчеркнул эксперт.
Крупные компании больше инвестируют в технологии, персонал, маркетинг, программы лояльности.
«У небольших и малых предприятий достаточно своих преимуществ, — сказал Филиппов. — Такой бизнес гибче, ему проще принимать решения, их не надо ни с кем согласовывать, отсутствует излишняя бюрократия. При этом в коллективе более близкие межличностные отношения. В конце концов, там индивидуальный подход к покупателю».
Существует два вида поглощения: дружественное и недружественное, объяснил эксперт. Недружественное — когда собственника каким-то образом принуждают к сделке. Дружественное — доброе соглашение, в котором у каждой стороны свои цели: продавец хочет подороже продать, а покупатель — подешевле купить. Но в конечном счете они приходят к компромиссу, заявил он.
Чтобы определить адекватную цену аптеки, надо оперировать текущими данными, отметил Филиппов.
«Не надо рассказывать покупателю, какие выручки были до пандемии, или про пики выручки в пандемию, — порекомендовал эксперт. — Что, собственно, является предметом сделки? Чужая старая мебель? Нам она не н...
Нет комментариев
Комментариев: 0