Дефицитный разбор
Какие лекарства на самом деле были в дефиците в 2022 году
Дефектура как частый гость
Профессиональное слово «дефектура» часто появлялось в обиходе обывателей в прошедшем 2022 году. Самые частые причины — ажиотажный спрос и логистика. Тем не менее участники рынка знают, что временный или постоянный уход какой-либо товарной позиции — нормальный процесс. Фармкомпании могут обновлять портфель, выводить на рынок новые лекарственные формы и дозировки в рамках одного бренда. Этот процесс ускорился несколько лет назад, когда зафиксированные цены на лекарства из Перечня ЖНВЛП стали влиять на рентабельность.
Как правило, уход товарных позиций происходит тихо и незаметно, за редким исключением, когда речь идет об известном препарате или производитель публично объявляет о прекращении поставок. Это было хорошо заметно по 2022 году, если сравнить, как продавались позиции, которых на самом деле стало меньше на рынке, с теми лекарствами, на которые возникал ажиотажный спрос.
Для выявления дефектуры необходима информация сразу из нескольких баз данных, которые часто недоступны широкой публике. Так, о введении в гражданский оборот можно узнать на сайте Росздравнадзора. Однако там сообщаются только номера серий, а не их объем. Косвенно о дефектуре может свидетельствовать падение продаж. Но довольно часто реализация снижается из-за уменьшения спроса.
Например, в первой десятке брендов по снижению продаж (среди TOP100 брендов по объему продаж) есть «Эликвис». В пандемию был высокий спрос на этот антикоагулянт, а после того как COVID-19 отступил, продажи пошли вниз. При этом препарат по-прежнему входит в первую десятку по продажам в 2022 году.
Чаще всего при дефектуре одного бренда на рынке остаются аналоги, и они довольно быстро заполняют освободившуюся нишу. В 2022 году, например, снизились продажи «Амоксиклава». Как сообщал «ФВ», компания-производитель Sandoz получила разрешение на ввоз препарата в иностранной упаковке. Такое возможно, если есть риск дефицита препарата. То есть снижение было связано с дефектурой. На этом фоне продажи бренда с таким же МНН «Медоклав» выросли почти в 32 раза, а «Экоклава» — в два раза. При этом в целом продажи МНН амоксициллин + клавулановая кислота снизились на 17%. Доля «Амоксиклава» уменьшилась с 74% в 2021 году до 59% в 2022-м.
Но был в прошлом году всплеск спроса, из-за которого из аптек МНН пропало целиком. Речь о препарате левотироксин натрия....
Нет комментариев
Комментариев: 0