Ситуативное управление: к каждому замку нужен свой ключ
Менеджмент как наука об управлении сформировался в конце XIX — начале XX в. и первой школой менеджмента стала научная школа, наиболее яркими и известными представителями которой были Тейлор и Форд.
От системности к ситуативности
Специалисты научного подхода к управлению были уверены, что главное в эффективном менеджменте — контроль, и предлагали сосредотачивать усилия руководителя в области нормирования работ и тайм-менеджмента. Этот подход позволил значительно увеличить производительность труда и до сих пор остается актуальным, а созданный на основе этой школы Фордом конвейер сегодня с успехом используется не только в производственной сфере, но и в сфере услуг.
Спустя еще два десятилетия появилась идея о важности человеческого фактора (в частности, школа Анри Файоля), затем — представление об организации как системе, причем не просто совокупности процессов, но системе открытой и развивающейся. По сути именно системный подход к управлению организацией составляет основу современного классического менеджмента.
Однако, несмотря на все попытки систематизировать процесс управления, задача по описанию всех значимых факторов, формирующих результат, очень часто оказывается нерешаемой, и на практике в управленческом процессе невозможно уйти от власти ситуации. Собственно, именно по этой причине точно также невозможно подготовить менеджера в стенах вуза или бизнес-школы: только практика и навыки принятия решений в конкретных ситуациях позволяют получить компетентного руководителя.
Этот факт был замечен еще столетие назад, когда начали подводиться результаты использования научного подхода к управлению. В частности, уже в начале 20-х гг. прошлого века одна из первых теоретиков, обосновывающих необходимость научного исследования психологических аспектов управления, Мэри Паркер Фоллетт сформулировала так называемый закон ситуации. Его суть состоит в том, что эффективность управленца зависит от обладания им необходимыми знаниями: разные обстоятельства требуют разных знаний, и, соответственно, наибольших успехов в них достигают разные люди, а лучшие руководители становятся лучшими не потому, что они наделены какими-то особыми лидерскими качествами, а потому, что они соответствуют требованиям момента.
В дальнейшем принципы ситуативности управления развивали различные исследователи, такие как Джоан Вудворд, считавшая, что ...
Нет комментариев
Комментариев: 0